Upper structure

Одно из определений upper-structure — трезвучие над тритоном. Если рассмотреть строение аккорда на рисунке, то мы увидим, что трезвучие D находится поверх тритона E Bb (терцовый и септовый тона аккорда C7). Три ноты трезвучия D — это 9, 11+ и 13 аккорда C7+11.

Доминантовые аккорды с верхними трезвучиями

Аккорд D на большую секунд выше C. Поэтому такой тип аккордов называется upper structure II: примарный тон верхнего трезвучия на секунду выше примы доминантового аккорда над которым строится. Upper structure chords (аккорды с верхними трезвучиями) обозначаются римскими цифрами, отражающими расстояние от примы нижнего аккорда. Например, V7+II.

Тритон и верхние трезвучия можно играть в обращении.

Второй аккорда на рисунке — это обращение ля минорного трезвучия и является обращением тритона аккорда C7. Ноты Eb и Ab являются его надстройками 9+ и 13-. Для упрощения такой аккорд можно записать как C7alt. Прима верхнего трезвучия (ля) находится на расстоянии мало сексты от примарного тона C7, поэтому такой аккорд обозначается как V7+bVI. По той же логике обозначаются остальные обращения.

Аккорды V7+II, V7+bVI и V7+VI — самые частые в употреблении аккорды с верхними трезвучиями.

Параллельное голосоведение с помощью верхних трезвучий

Аккорды V7+#IV, содержащие обращение верхнего минорного трезвучия, хороши для гармонизации мелодии с параллельным голосоведением. 

#IV играется на аккорды V7b9, +11.  

Малый уменьшенный аккорд с верхними трезвучиями

Верхние трезвучия в уменьшенном аккорде возможны, если вспомнить свойство аккордов мелодического минора: взаимозаменяемость. Так аккорд F#7(-5) из ля минора можно заменить на Abalt или D7+II и наоборот.

Если интерпретировать идею взаимозаменяемости аккордов мелодического минора с учетом верхних трезвучий, то она будет выглядеть так:

С любой ступенью этого лада в качестве примы звучит одно и то же изложение голосов. Единственное исключение — Cmaj(5+). Краска этого аккорда (в том числе в его классическом виде) скорее подходит для популярной музыки, чем для джаза.

Полная система верхних трезвучий

Ниже показаны еще пять верхних трезвучий.

У трех из пяти внизу примарный тон — до. Это сделано, чтобы на слух аккорд звучал обособленно и не казался альтерированной тритоновой заменой. В частности аккорд C7b9 является энгармонически равным тритоновой замене F#7.

На рисунке ниже представлен полный список верхних трезвучий аккорда C7.

Большинство этих аккордов можно представить как изложение F#7, за исключением тех, у которых нижний голос — нота до. Другими словами, большинство доминантовых аккордов с верхними трезвучиями можно представить как два разных доминантовых аккорда на расстоянии тритона друг от друга.

Правила голосоведения:

  1. Допускаются обращения трезвучий и тритона.
  2. Удвоение нот допускается в верхних голосах.
  3. Для избежания звучания альтерированной тритоновой замены используется введение примы аккорда в нижний голос.

Верхние трезвучия и лады

Источник всех девяти верхних трезвучий — три лада: лидийский доминантовый, альтерированных лад мелодического минора и уменьшенный лад (тон/полутон).