Коннакол

Тамильское слово «Коннакол» происходит из языка Tekugu (Дравидический язык). Оригинальное слово – «Koni» дословно переводится как «декламировать» или «говорить». Это слово соединилось с другим Тамильским словом «Kol» (управлять, господствовать). «Коннакол» —  это игра слов — манифест, заявляющий что вокал – король всех перкуссионных инструментов.

Развитие языка

Звуковая составляющая языка (‘Sabdham or Santham’) с древних времен играла важную роль в индийской музыке. Можно разделить выражения на те, корни которых используются в мантрах и духовных песнях сейчас, и те, которые пришли из древнего санскрита. Так семь нот индийских раг (Sa Re Ga Ma Pa Dha Ni Sa) относятся к Ведам и имеют прямое отношение к санскриту: это – сокращенные формы слов санскрита (Ravichandhira 1998).

Широко известно, что пение ритмических выражений началось на санскрите, где сочетания гласных и согласных подбирались таким образом, чтобы помочь поймать размер (laya) индийских раг. Наиболее распространенные выражения, дошедшие с древних времен: ta, dit, thu, и nna. Последующее развитие языку дали ученики, практикующие талам: ta, khit, tha, nna, kita, tri, tre, ga, ti , di. Гласные и согласные подбирались для обозначения акцентов и ритмических идиом. (Kumar Sen 1994).

Основной источник выражений — шестнадцать согласных Девнагарийской версии (из древнего текста на Санскрите ‘Sangita Ratnakara’ написанного Sarangadeva): — ‘Ka, Kha, Ga, Gha, Ta, Tha, Da, Dha, Na, Ta, tha, Da/Dha, Na, Ra и Ha’ (Kumar Sen, 1994, p. 63).

Современные изменения

Дополнительные слова и вариации развивают эстетическую сторону языка. Современные исполнители Коннакол вносят новые выражения в словарь Jathi (сборник слогов Коннакол). Словарь развивается уже более 500 лет. 

Большое количество выравжений внес в язык индийский танец Nattuvangam. Например, такие выражения как | Dha Di Ku | Dhi Dhi Ku | Tha Ka Thin | Gu Gu Ju Du Thin Gu Gu | пришли из танцевального репертуара (Ravichandhira 1998).

На сцене Коннакол впервые исполнил Mannargudi Pakkiri Pillai (1867-1937), о чем говорится в книге Venkataram ‘Talavadya Seminar 1’. Pakkiri Pillai был одновременно и мастером Nattuvangam (танец Jathis), и играл на Тавил (ударный инструмент). После его смерти, его сын Vaidyalingam Pillai (1900-1974) продолжил развивать искусство Коннакол на сцене.

Нотация  JATHI

Способы записи Коннакол зависят от личных предпочтений. Важно помнить, что в  Коннакол есть сложившиеся выражения, которые встречаются во всех вариациях языка. При этом варьируется их произношение и форма записи. Так ученики в индии записывают Коннакол на Тамильском, а на западе – на Английском.  

В английской вариации записи есть разночтения с употреблением буквы «h» в слогах:

| Dom — Dhom — Thom |, | Din — Dhin — Thin |, | Ta — Tha |, | Te -The |. Также есть вариации записи слогов с большой и малой букв: || ta din gi na tom || можно записать как || Tha Thin Ke Na Thom ||, || Tha Di , Ke Ta Dom || может выглядеть как || Tha Re , Ta Na Gum ||. Все вариации записи эквивалентны.

Паузы (karvai) в Коннакол также записываются по-разному. Записи: | Tha , , | Tha . . | Tha ; | Tha 3 | означают слог Tha и две паузы.

Скобки означают повторение фраз:

( Thin , )2 or ( Thin , Ta Thin , ) 3

Есть много устоявшихся фраз-выражений. Например:

Dhom-Thom | Da — Ta | Ke — Ka -(Di) | Cha — Lam || Talamga — Talanga. ||.

Пример неизменяемых фраз:

| Thom Te Gu Gu — Thom Tha Ke Da — Thom Tha Ke Ta |

| Tha Thin Ke Na Thom — Tha The Ke Ta Thom |

| Thin , Tha Ke Ta — Tha Ka Tha Ke Ta — Thina Tha Ke Ta |

Также есть разные способы обозначения акцентов:

a) Жирный шрифт | Tha Ka Thina | Tham , , , |

b) Заглавные буквы | THA ka thina | THAM , , , | или | Tha ka thina | Tham , , , |

c) Выделение звуздочкой перед ударом | *Tha Ka Thina |*Tham , , , |

Двойным подчеркиванием принято выделять даблтайм. Например:

|| Tha Ka Thi Mi || Tha Ka Ju Nu || = 4 доли

|| Tha Ka Thi Mi || Tha Ka Ju Nu || = 2 доли

Пять основных Гати

Гати определяет ритмическое деление внутри размер, либо внутри совмещения двух зацикленных тактов разного размера. Если внутри композициииспользуется более одного Гати, то это называется «изменение времени» или ‘Laya Rathna’. Наиболее распространенные способы вокализации пяти Гати приведены ниже. Тактовая черта | используется чтобы показать разделение между выражениями, либо между разными группами выражений.

Thisram – 3

| Tha Ke Da |

| Thang , Ga | (произносится как три слога -Tha ng ga

| Tha Ke Ta |

Chathusram – 4

|Tha Ka Di Na |

| Ke Tha Ta Ka |

| Tha Ka Thi Mi |

| Tha Ka Ja Nu |

Kandam – 5

| Tha Ka | Tha Ke Da |

2 + 3 = 5

| Tha The Ke Ta Thom |

 Misram – 7

|Tha , Ding , | Ke Na Thom |

4 + 3 = 7

| Tha Ke Da | Tha Ka Thi Mi |

3 + 4 = 7

Sangeernam – 9

|Tha , Ding , Ke , Na , Thom |

2 + 2 + 2 + 2 + 1 = 9

|Ta , De , |Tha The Ke Ta Thom |

4 + 5 = 9

| Tha Ka Thi Mi | Tha Ka Tha Ke Da |

 4 + 5 = 9

| Tha Ka | Tha Ka | Tha Ka | Tha Ke Ta |

2 + 2 + 2 + 3 = 9

Двойной Thisram — 6

| Tha Thing , | Ke Na Thom |

3 + 3 = 6

|Tha Ke Da |Tha Ke Da |

3 + 3 = 6

|Tha Ka Thi Me | Tha Ka |

4 + 2 = 6

Double Chathusram — 8

| Tha Ding , Ke , Tha , Thom |

1 + 2 + 2 + 2 + 1 = 8

| Thang , Ga | Tha The Ke Tha Thom |

3 + 5 = 8

| Tha Ka Thi Mi | Tha Ka Ja Nu |

4 + 4 = 8

Double Kandam — 10

|Tha Ke Ta Thom, |Tha The Ke Tha Thom |

5 + 5 = 10

| Ta , , Thom , | Tha The Ke Tha Thom |

3 + 2 + 5 = 10

При объявлении композиции, исполнитель называет Рагу и Талам. Например композиция ‘Aathi Talam — Thisra Gathi’. В каждом цикле композиции 8 ударов. И каждый удар разделяется на три.

Упражнения

А вот как выглядят упражнения, записанные на Коннакол, и в обычной европейской нотации:

1ST SPEED

Chathusram(4)

*Tha , Ta , *Ke Ta Tha Ka *Thine , Ta *Ke Ta , Ta *Ka , Tha ,*Ding , Ke Na *Thom Thang , , *Ta , Ta , *Di , , ,

2nd Speed

Thisram(6)

 *Tha , Ta , Ke Ta *Tha Ka Thine , Ta *Ke Ta , Ta Ka , *Tha , Ding , Ke Na *Thom Thang , , Ta , *Ta , Di , , ,

3rd Speed

Sangeernam(9)

*Tha , Ta , Ke Ta Tha Ka Thi*Ne , Ta Ke Ta , Ta Ka , *Tha , Ding , Ke Na Thom Thang , *, Ta , Ta , Di , , ,