Стили ритм-секции

Состав ударной установки

Нотация ударных

Рисунок ритм-секции напрямую зависит от стиля музыки в котором ее прописывают.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ РОК-Н-РОЛЛА

Рок-н-ролл — сленговое слово, которое в чернокожем сообществе обозначало секс. Официально музыкальное направление появилось в 1951. Этот термин ввел радиоведущий из Кливленда — Алан Фрид. Рок-н-ролл впитал разные музыкальные культуры.

Появление рок-н-ролла в истории музыки тесно сопряжено с историческими событиями америки и скачками технологий.

Основные из них:

  • Появление записи на скорости 78 rpm (стандартная скорость записи/вращения пластинки)  в 1925 году. Запись имела ограничения по длительности – 3 минуты на сторону
  • Появление коммерческого телевидения в 40х годах
  • 1948, студия Columbia представила формат записи 33 1/3 rpm , позволяющий записывать 5-6 песен на одной стороне.
  • 1949, RCA выпустила формат записи 45 rpm.
  • 50е – появление транзисторного радио.

Радио и звукозаписывающие компании имели крепкую взаимосвязь. Радио служило средством популяризации и распространения музыки. Но многие артисты отказывались записываться на радио, так как не было системы роялти, дающей артисту вознаграждение за воспроизведение его записей на радио. Поэтому артисты предпочитали выступать перед живой аудиторией.  

  • 50 – Америка очнулась от Великой депрессии. Начался бум сферы развлечений. Появилось телевидение. Популярная музыка стала более выгодной чем классическая. Но музыка все еще ориентирована не на молодежь (хотя у тинейджерской аудитории в эти года появляются время и деньги).
  • В конце 50х появляются независимые лейблы. Они начинают записывать R&B, кантри, рок-н-ролл. Эти лейблы делают ставку на молодежь и рок-н-рольную музыку. Именно инди-лейблы спродюсировали Элвиса Пресли и Чака Берри.
  • Изобретение электрогитары (Les Paul и Leo Fender). Электрогитара — синоним рок-н-ролла. Этот инструмент – ключ к последующему появлению электрогитары. Mary Ford, жена Леса Пола, изобрела запись с многими дорожками.
  • 1954, Texas Instruments изобрели транзисторное радио. Оно могло работать от батарейки и было портативным. Плюс к этому – дешевым. 1957, Sony сделала карманный вариант радио. Эти радио были дешевыми и доступны для детей. Рок-н-ролл, как противоположность «взрослого» искусства массово захватила юную аудиторию. Также радио дало доступ к «черной» музыке.

Эволюция рок-н-ролла линейна. Во многом за счет исполнительской традиции переосмысления песен — каверов. 

«The Train Kept A-Rollin»:

  • Motorhead 1978  хэви-метал
  • Aerosmith 1974 хард-рок
  • The Yarbirds 1965 рок-н-ролл
  • Johnny Burnette Rock ‘n Roll Trio 1956 рокабили
  • Tiny Bradshaw 1951 блюз (джамп блюз – блюз в высоком темпе)

До рок-н-ролла и блюза

Конец 19 — начало 20 века. Музыка записывалась в нотах. В музыке как и в жизни была сегрегация: она делилась на черную и белую, внутри каждой из этих частей — на деревенскую и городскую.

Белая музыка:

  • Tim Pan Alley (середина 1890х):
    • музыка стереотипна — сентиментальные баллады 
    • ее создают профессиональные песенники и певцы
  • Бродвей (ранние 1900)
    • Музыкальный театр
    • Gearge M. Cohan, Gearge Gershwin, Irving Berlin, Jearge Kern&Cole Porter
  • Регтайм (ранние 1900)
    • Синкопированный ритм — аутентичный черный стиль
    • Scott Joplin “Maple leaf rag”

Тин Пан Эллей — район в Нью-Йорке, где работали профессиональные музыканты—песенники..Такое название произошло от созвучия со словосочетанием “тинькающее” фортепиано. Звук музыкального инструмента доносился из всех окон. Радио и телевидения еще не было, и фортепиано было средством передачи музыки. 

Бродвей — улица в Нью-Йорке с большим количеством театров. В том числе музыкальных. 

Музыка “черных” в начале 20 века не публиковалась в нотах и не записывалась. Передача была устной. Музыкальные стили: блюз, джаз и госпел.

Отдельно от них стоял Блюграсс (“Западная” музыка).

Начиная с поздних 1900х, появляется Регтайм. Это — первый шаг к современным музыкальным стилям, так как он объединял в себе музыку “белых” и “черных”. Соединял ритмы и синкопы с европейском традицией гармонии и нотации. Некоторые эксперты называют регтайм “черной” интерпретацией “белой” музыки. Первая музыка, проданная миллионным тиражем (на бумажном носителе) — это регтайм Скотта Джоплина “Maple Leaf Rag” 1899.

Музыкальное разнообразие

Между первой и второй мировыми войнами:

  • звукозапись стала более обыденным явлением
  • музыканты стали записывать музыку, традиционную для юга америки
  • звукозаписывающие компании и радио работали на целевую аудиторию (которая разделялась по расовому, территориальному и возрастному принципу)

В этот период музыкальные аудитории почти не пересекались: темнокожее население деревни слушало блюз, темнокожее население города — джаз, белое население деревни слушало кантри, а городское — популярную музыку и классику.

Во время начала миграции населения с Юга страны к Северу (потоп Миссиссиппи и Великая депрессия), музыкальная аудитория стала смешиваться. Звукозаписывающие компании на это отреагировали. Были введены два термина — расовая музыка и хилбилли.

Расовая музыка

Характерные особенности расовой музыки:

  • спиричуэлс
  • рабочие песни
  • песни полей
  • вопрос и ответ в фразовом построении мелодии
  • вокализация
  • импровизация

Блюз

Блюз (поздние 1800е/ранние 1900е):

  • первая музыка затрагивающая глубокие чувства
  • “грязный” вокал
  • разговорная ритмика мелодии
  • мелодия сложной формы

Шаффл — триольная пунктирная пульсация в блюзе:

Блюз на 12/8:

Первый официально записанный в нотах блюз был издан в 1912. Это был “Memphis blues” записанные W.C. Handy (“отец” блюза).

В партитуре были “блюзовые “ ноты — пониженные третья и седьмая. Эта запись подтолкнула к появлению фокстрота.

Фокстрот:

Родиной блюза называют Докерс фарм (10000 акров плантации).

В начале наибольшей популярностью пользовались женщины исполнительницы блюза. Одна из ярчайших популяризаторов его была — Ma Rainey (1886 Колумбус, Джорджия),Мама блюза. 

Бесси Смит — первый по-настоящему популярный музыкант расовой музыки. Ее называли Императрицей блюза.

Смерть Бесси Смит стала легендой. До сих пор нет достоверных данных о том, было ли все так, как рассказал об инциденте Джон Хаммонд. Бесси попала в автомобильную аварию на трассе 61 в сентябре 1937 года. И первой скорой, которая приехала, была белая скорая помощь. Врачи отказались оказать помощь темнокожей певице, и она умерла. 

Трасса 61, связывающая Новый Орлеан (Луизиану) с городом Дулус (Миннесотой), носит прозвище Блюзовой (Blues Highway). Множество людей, мигрировавших в Мемфис, Сент Луис и Чикаго, принесли искусство блюза Дельты (Миссиссиппи, Арканзас и Луизиана) на юг.

Risque blues или Hokum blues

Люссиль Боган — популяризатор Хокумского блюза. Это песни с очень откровенным содержанием.

Кантри-блюз

Сформировался с южных штатах Америки. Это — простая форма блюза с акустической гитарой и вокалом. Блайнд Лемон Джефферсон “Match box”. Известен кавер The Beatles на эту песню.

Блайнд Вилли МакТелл играл на 12ти струнной слайдовой гитаре. “Statesboro blues”. Позже ее перепели The Allman Brothers.

Джаз

Джаз относится к расовой музыке. Его появление — 1900е-1910е года:

  • впитал в себя чувственность блюза, формулу ритм-секции, её оттяг, рифовость, новое звукоизвлечение, импровизацию
  • 1910-20 — Новый Орлеан
  • 1920-30 — миграция в Чикаго/Канзас
  • 1930-40 Boogie-Woogie и Jump Blues

У джаза есть чувственность блюза, но он развивался скорее инструментально чем вокально. 

Он зародился в Нью-Орлеане в 20х годах. ПОзже мигрировал на другие части страны и в другие музыкальные стили. 

King Oliver’s Creale Jazz Band “Dippermouth Blues” — пионеры джаза.

Первый внес фортепиано в джаз Jelly Roll Morton.

Наиболее узнаваемый музыкант джаза — Louis Armstrong.

Хиллбилли

Это — белая музыка. Музыка деревни.

Хиллбилли или кантри:

  • музыка ассоциирующаяся с деревней, белым югом и юго-западом америки
  • отражает ценности и традиции исполнителя
  • в популяризации играли роль первые радиостанции

Стилистические особенности Хиллбилли 

  • чистый честный вокальный стиль
  • южный диалект (акцент)
  • приземленный текст
  • назальный вокальный звук без вибрато

Хиллбилли заимствовал элементы европейской фолковой музыки и, даже, джаза и блюза. Балансирование между традиционной музыкой и элементами других стилей образовывает фундаментальный накал музыки кантри. Пожанры: хонки тонг, блюграсс, фолк.

Представители: Gid Tanner and the Skillet Lickers, The Mississippi Sheiks. “Devil Went Down to Georgia” Charlie Daniels Band.

“Западный” Хиллбилли

Представители Lee O’Daniel and His Hillbilly Boys

Jimmy Rogers — пионер жанра. Отец музыки Кантри. “Blue Yodel”

Кавер Lynyrd Skynyrd

Стиль Western swing

Это — комбинация кантри и джазового свинга. Представители — Bob Wills с группой Texas Playboys. Hank Williams песня “Move it on over”. Кавер George Thorogood and the Destroyers. 

Gospel

Госпел — расовая музыка. Смесь блюза и религиозной музыки. ПОзже из блюза появился соул. 

Тематика — о вере, боге.

Представители — Махалия Джексон. Песня “Great gettin’ — up morning” 1947

Белый госпел включает больше инструментов. Представители  The Humbard Family.

Boogie-Woogie

Основной инструмент — фортепиано. В этом стиле сильна ритмическая составляющая, есть элементы джаза. Фортепиано буги-буги — это корневая часть рок-н-ролла.

Представители: Clarence “Pine top” Smith.

Буги-Вуги:

Биг-бэнды. Свинг.

Это — часть “белого” влияния на рок-н-ролл. Представители: Benny Goodman “Sing, sing, sing” 1937.

Jump blues

Имеет джазовые и блюзовые корни. Быстрый, простой как буги-буги, но с духовой секцией. Из-за спада экономики биг-бэнды перестали окупаться в поездках. ПРишлось уменьшать масштаб команд. ЧТобы компенсировать это, звучание усилилось, ускорилось, добавилась энергетика. Также музыканты стали сотрудничать с блюзменами Чикаго. Позже из этого стиля появился R&B. В джамп блюзе меньше свинга, но он играется жесче. Когда музыканты кантри переняли Jump Blues, получился стиль Рокабилли. Представители: Louis Jordan “ Choo-Choo-Ch-Boogie”.Конец 40х — это стиль стал звучать близко к рок-н-роллу. Представитель: Wynonie Harris “Rocking Tonight”. Кавер — Elvis Presley и Paul McCartney. 

Представитель: Louis Prima “Just a gigolo”. Кавер David Lee Roth.

Блюграсс — подстиль Хиллбилли

Игрался Ирландскими и Британскими эмигрантами на юге США. 

Представитель: Bill Monroe “Blue moon of Kentucky” (мандолина) Кавер Elvis Presley

Фолк

У этого стиля тоже есть корни Хиллбилли. Великая депрессия (начавшаяся в 1929) дала толчок социальной текстовой составляющей.

Представители: Woody Guthrie “This land is your land”

ТАкже социальная лирика — Billie Holiday “Strange Fruit” (она также представитель джаза. 

Популярная музыка

Ранние представители выступали в Биг Бэндами. Представители: Bing Crosby, Fred Astaire.

Frank Sinatra скрестил популярную музыку и джаз. Он первый выпустил концептуальный альбом — где все композиции подчиняются одной теме “The wee small hours of the morning”. Он отрицательно относился к рок-н-роллу.

Группы: Mills Brothers (пели в квартете-барбершопе в церкви, продавались миллионными копиями, сделали около 3000 записей). Ink Spots.

Белые певицы: Dinah Shore “Sweet Violets”. Patty Page’s “How Much Is That Doggie” 

Блюз Миссиссиппи

В начале двадцатого века это было поселение сборщиков урожая. Здесь жил  Charley Patton. Он отец Дельта-блюза. Его блюз был социален. Так в некоторых его текстах была критика белого населения (что было довольно смело в то время). “Pony Blues” 1929. Его первая запись была в студии Paramount. Запись отличалась от того, что обычно выпускали компании. В первую очередь — качеством. На обеих сторонах пластинки (на каждой стороне было записано по одной песне) материал был отличный (обычно на задней стороне писали проходящие песни, а на первой — хиты). 

ОДна из песен Чарли Паттона отразила социальную и культурную миграцию в США, вызванную потопом Миссиссиппи 1927 года: “High Water Everywhere Parts One and Two”. ПОзже Bob Dylan написал посвящение Чарли, которое называется “High water”.

Предпоследняя сессия Чарли на Парамаунте была в 1930 ( в разгар Великой депрессии). Последняя запись Чарли была в 1934 года. Он был уже болен. На записи — религиозные песни. 

С этой трассой связано имя Robert Leroy Johnson. О нем ходит легенда, что он продал душу дьяволу на перекрестке, чтобы стать величайшим живущих блюзовым музыкантом. Этот перекресток — пересечение 49 и 61 трасс рядом с Кларксдейлом (Миссиссиппи). Он родился в городе Хейзелхарст, Миссиссиппи 1911. Песня “Hell hound on my trail”.

С записью Роберта ДЖонсона тоже связаны легенды. Первая запись была сделана в Отеле Гюнтер в Сан Антонио 1936. Во время записи он сидел в углу, лицом к стене. И по одной из версий он сидел так, чтобы другие гитаристы не могли увидеть, что он делает. Песни, которые он записал, мы можем помнить по многим последующим каверам: Kind-Hearted Woman, Dust My Broom, Sweet Home Chicago, Rambling on My Mind, When You Got a Good Friend, Come on in My Kitchen, Terraplane Blues, and Photograph Blues. Запись должна была инди всю неделю, но в ней был перерыв в два дня. Говорят, после одного из вечеров записи он напился и попал в тюрьму. И звукозаписывающая компания два дня искала его и вызволяла из тюрьмы. Запись на пластинке — 32-20 Blues, которая основана на другом блюзе — Скипа Джеймса. Так же были записаны Red Hot, Dead Shrimp Blues, Cross Road Blues, Walking Blues, Last Fair Deal Gone Down, Preaching Blues, If I Had Possession Over Judgment Day.

Через семь месяцев его позвали на еще одну запись в Даллас, Техас. там он записал Stones in my Passway, I’m a Steady Rollin’ Man, From Four Till Late, Hell Hound on my Trail, Little Queen of Spades, Malted Milk, Drunken Hearted Man, Me & The Devil Blues, Stop Breaking Down Blues, Traveling Riverside Blues, Honeymoon Blues, Love in Vain, and Milkcow’s Calf Blues.

Такие внушительные по объему записи он сделал тогда, когда на одной пластинке не могло помещаться больше одной композиции на стороне.

В 1961 Columbia Records выпустила альбом с лучшими треками Джонсона.

Знаменитые песни с каверами: 1)  Dust my Broom (позже кавер Elmore James) 2) Sweet Home Chicago (кавер Fleetwood Mac, Foghat, The Blues Brothers и пр.) 3) They’re Red Hot (кавер Red Hot Chili Peppers) 4) Love invain blues — Eric Clapton использовал оригинальные фразы из этой композиции в треке Layla, также известен кавер на эту песни от Rolling Stones

В 2014 Eric Clapton выпустил альбом-трибьют Джонсона “Me and Mr. Johnson”.

Джонсон умер в 27. В Гринвуде во время гастролей в баре он завел интригу с женой владельца. За что муж отравил его, прислав ему во время выступления вскрытую бутылку виски с ядом. По легенде перекрестка, это дьявол пришел забрать свою плату. Хотя по официальной версии он умер от вскрытия. Никто не знает, где он похоронен. В Гринвуде есть три могилы Джонсона. 

Госпел в блюзе

Lead Belly родился в Луизиане в 1888. Легенда гласит, что он взял себе такое имя после случая, когда во время нападения на него его ранили ножом в живот. И он, взяв этот нож, убил нападавшего.

Он был мультиинструменталистом. Играл на фортепиано, мандолине, аккордеоне, 12-ти струнной гитаре. Первое выступление было совместно с Blind Lemon Jefferson ы Далласе в 1912. Первая его песня была про пассажира, которому отказали в посадке на Титаник из-за цвета кожи.

Он четырежды был осужден: за незаконное ношение оружия, за участие в убийстве на бытовой почве (был помилован после того как спел губернатору штата), за убийство (зарезал белого в драке).

В 1933 его “открыл” собиратель фолковой музыки Джок Ломакс. Он дважды его записывал — в 33 и 34м (записывали в стенах тюрьмы). Благодаря этим записям и петиции Ломакса к губернатору, Белли опять выпустили из тюрьмы. Джон устроил Бэлли гастроли по США. Он выступал в нескольких университетах и, даже, в Карнегохолле. Но отношения между ними закончились. Контракт был разорван. Белли судился с Ломаксом по поводу денег за выступления. 

Песни: Cotton Fields кавер Creedence Clearwater Revival

Pick a Bale of Cotton прозвучала в фильме о нем, кавер ABBA

The Gallis Pole кавер Led Zeppelin (Gallows Pole)

Where did you sleep last night  кавер Nirvana

Son House. Инноватор Дельта-блюза. Песни содержали элементы госпела. 

Родился рядом с Кларксдейлом Миссиссипи. Был пастором в баптистской церкви. Но влюбился и покинул службу. В 1926 начал путешествие с гитарой. Он в первую очередь вокалист. Написал песни Country Blues для Muddy Waters и Preachin’ the Blues (автобиографическая). Эта песня объединила религиозную и блюзовую аудитории. 

В 1928 застрелил человека (была самозащита, но он был осужден).

Первая запись была сделана благодаря Чарли Паттону, который представил Хауса студии Paramaunt.

Новый Орлеан

Новый Орлеан-Чикаго-Мемфис — шоссе рок-н-ролла. Новый Орлеан — центр джаза (1902) и R&B (1950).ю котел разных музыкальных традиций. 

Jelly Roll Morton — начало джаза

Его называют изобретателем джаза. Его Jelly Roll Blues — первая опубликованная джазовая композиция (в нотах). У него был необычный способ игры — он играл мелодию большим пальцем левой руки, а гармонию — правой. Позже этот стиль развился в “stride piano”. В эру биг бэндов эту композицию исполнил King Porter Stomp с бэндом Флетчера Хендерсона. Позже композиция стала джазовым стандартом. Компзиция построена на брейках, стоп-таймах, ритмически подвижная.

В 12 лет он исполнял песни в публичном доме. Насчет его псевдонима есть две трактовки. Jelly Roll одновременно и название пирожного и жаргонное выражение, обозначающее часть женского тела.

Он записывался на студии Алана Ломакса для Библиотеки конгресса.

Louis Armstrong 

Играл на трубе и корнете. 

Ранняя запись — Potato Head Blues 1927. Легенда гласит, что он стал трубачем, когда проходил мимо клуба Funky Butt и услышал звуки корнета. Это место, где собирались африканские рабы и играли свою музыку. 

Он был одним из первых джазовых трубачей и одним из первых солистов. 

Saint Louis Blues from 1928. ОДна из первых его вокальных записей — St. James Infirmary.

В пятидесятых его творчества стало поддаваться популярным тенденциям в музыке.

Его первый хит вышел в 60х годах. Hello Dolly 1964. Он записал эту песню в 63 года. Следующая его композиция-хит была записана в 1968 году, сложном году пика Вьетнамской войны и убийства Мартена Лютера Кинга и Кеннеди. Песня — гимн позитива What a wonderful world. Эта песня стала хитом дважды. Второй раз в 1988, прозвучав в фильме Good Morning Vietnam в котором звездой стал Robin Williams.

Ритмы джаза — Нью Орлеан, Диксиленд, Буги-Вуги и Бебоп/Хард Боп.

Нью Орлеан:

Дискиленд:

Боп 4/4:

Боп ¾:

Professor Longhair

Его первый хит —  “Bald head” Roy Byrd and His Blues Jumpers in 1949. Его прозвище — Бах рока. Из-за синкопированного стиля игры на фортепиано и звука инструмента. Он привнес в структуру джаза ритм и элементы блюза. Также он добавил стили румба, мамбо и калипсо, а также карибскую традицию.

Ритмическая структура Лонгхеар стала базовой для фанковой музыки в 70х.

 В то время стиль его музыки назывался Румба буги.

Он был популярен на заре ритм энд блюза в 50х. Пени этого периода Tipitina, Big Chief (Lily Allen делала кавер на нее). В 60 в его карьере произошел спад. 

Он вернулся на сцену в 70м на фестивале New Orleans Jazz and Heritage Festival. Песня Crawfish fiesta была спродюсирована Dr. John. 

Блюз-фанк

Фанк  (форма ритм-энд-блюза).  Для него характерна ритм-секция на переднем плане, синкопированность партии баса, электрические музыкальные инструменты, энергичный вокал, быстрый темп, наличие духовых.

Фанк с триольной пульсацией:

Фанк 12/8:

Cosimo Studio

В процессе формирования стиля кроссовер, позже преобразовавшегося в R&B, и рок-н-ролла играли роль не только музыканты и продюссеры. Так большинство музыкантов Нового Орлеана записывались на студии Cosimo Matassa (J&M Recording Studio), которая выпускала треки с характерным звуком мощных ударных, тяжелой гитары и баса, тяжелого фортепиано, легкой секцией духовых и сильной вокальной линией. Этот звук потом стал называться Новоорлеанским. 

R&B:

Fats Domino

Первая звузда рок-н-рола из Нового Орлеана. Он преобразовал ритм энд блюз в рок-н-ролл. Корни его творчества лежат в Джамп блюзе. Позже его творчество пройдя через R&B преобразовалось в стиль рок-н-ролл. Запись The fat man (сделана в 17 лет).  Другая известная композиция Ain’t that shame (кавер Pat Boone и Cheap Trick, а также John Lennon и Paul McCartney).

Его соавтор Dave Bartholomew — автор текстов. Дэйв также был артистом и писал во многих жанрах включая джаз и диксиленд. Его самая известная композиция позже исполненная Чаком Берри My ding-a-ling.

Еще песни Фэта Домино — Here’s I’m in Love Again 1956, My blue heaven, Blueberry hill, Blue monday. Песни Фэта был более невинными, чем других чернокожих авторов, что сделало его более воспринимаемым для белой аудитории.

Ударник бэнда Дейвы Бартоломью — Earl Pelmer, играл в хитах Фэта Домино. Именно он ввел слабодольные акценты на вторую и четвертую в его песнях.

В 1960 Фэт заключил контракт со студией Paramaunt. Песни I’m walkin’ и Whole lotta lovin. Его стиль стал более мейнстримовым. 

The Beatles восхищались творчеством Фэта. Так песня Lady Madonna была вдохновлена им. Фэт позже сделал кавер на нее. С этой песней он последней раз появился в чартах.

Фэт во время урагана Катрина. Он не стал эвакуироваться из своего дома, оставшись с женой, которая была больна. Их спасли во время урагана на лодке, но дом был полностью разрушен.

Lloyd Price

Его нашел искатель талантов Art Rupe в Новой Орлеане, услышав песню Price do Lawdy Miss Clawdy. У Прайса не было своего бэнда, и он нанял группу Дейва Бартоломью. ПОзже кавер этой песни сделал Elvis Presley. 

Он был призван в 1954 в армию. Когда он вернулся, то его место на лейбле было занято Little Richard. Тогда он основал свой лейбл KRC Records и записал хит, который взяли в ротацию ABC. Это — Stagger Lee. Дургой R&B хит — Personality.

Ритм-энд-блюз (ритм-н-блюз) жанр, сочетающий черты блюза, джаза с ритмикой буги-вуги. 

Ритм энд блюз также отличается в зависимости от городской традиции.

R&B Motown

Мемфис R&B

R&B Джеймса Брауна

R&B 12/8:

ЧИКАГО

Влияние блюза на рок-н-ролл:

  • кантри-блюз или деревенский блюз
    • под влиянием фолка и госпел
    • грязный вокал и голос с хрипотцой
  • электрический (городской) блюз:
    • вокруг Чикаго
    • драйвовый ритм с дисторшном и использованием электрогитар

Развитие технологий и перемещение населения (с юга на север) и носителей блюза в города привело к появлению электрического звучания в блюзе. Помимо потопа и Великой депрессии, к этому привела механизация труда (в частности, появление комбайнов). Многие лишившиеся рабочих мест на фермах люди были вынуждены искать работу в других местах — в городах и на фабриках. В 1930х годах количество городского населения Америки впервые превысило деревенское.

Чтобы музыка блюза была слышна в больших и шумных городских барах, акустические инструменты менялись на электрические, а сама подача становилась, громче и жестче. 

Новая блюзовая традиция сформировалась в Чикаго в середине 40х.

Представители Чикагского блюза: Muddy Waters, Howlin’ wolf, John lee hooker

Все они записывались в компании Chess Records:

  • наиболее важном инди-лейбле блюза
  • открывшем наиболее популярных блюзовых артистов
  • основанном Fill Chess

Основатели этой компании — братья Leonard и Phil Chess (эмигранты из Восточной Европы, евреи по национальности). В 30 годах они перекупили компанию Aristocrat records и переименовали ее. История этой компании была экранизирована в 2008 году в фильме Cadillac records. Бейонсе сыграла Etta James в этом фильме. Фильм называется так по традиции студии: артисту, который выпустил свой первый хит, в качестве бонуса давали кадиллак. Сама компания стала культовой. Там хотели записывать и артичты, которые не входили в обойму Chess Records. Одной из таких групп была Rolling Stones. Они записали там “2120 South Michigan Avenue” (песню в названии которой адрес студии).

Muddy Waters

Мадди родился в 1915 году в Миссиссипи, а умер в 1983 в Чикаго. Он приехал в Чикаго в 40х, но не возымел успеха. Второй раз его нашел и привез Алан Ломакс в 1943м. Протеже Мадди был Eric Clapton. Песня “Roppin Strone” 1950.

Он стал первым и одним из лучших продаваемых артистов лейбла Чесс. 

Хиты: “ I’m Your Hoochie Coochie Man”, “Make Love to You” (каверы Rolling Stones и Foghat), “You Shook Me” (кавер Led Zeppelin 1969), “You Need Love from” (группа использовала текст песни в композиции “Whole lotta love” Led Zeppelin), “Mannish boy”.

Howlin’ Wolf

РОдился в 1910 в Вест Пойнте, Миссиссиппи. Умер в 1976 в Чикаго. Играл на гитаре, гармонике и пел. Led Zeppelin — его последователи (манера исполнения). 

Одна из ранних записей — “How Many More Years” (кавер Led Zeppelin). Композиция “Smokestarck” позже переигрывалась группами The Yardbirds, The Animals, Lynyrd Skynyrd, Aerosmith, George Thorogood and the Destroyers и Soundgarden. 

Также он записал хиты: “Wang Bang Doodle”, ”Spoonful” (кавер Cream), “Red rooster” (кавер Rolling Stones).

“Black door man” (кавер The Doors).

“I Ain’t Superstitious” (кавер Jeff Beck с вокалом Rod Stewart и квер Megadeth).

Креативным партнером Muddy Waters и Howlin’ Wolf и автором большинства их хитов был басист лейбла Чесс — Willie Dixon (он отсудил суммы у Rolling Stones за использование его текстов без указания авторства).

John Lee Hooker

Родился в Кларксдейле Миссиссиппи, а умер в Калифорпнии. Джон записывался для лейбла Чесс и, позже, для лейбла Vee Jay Records.

он создал “разговорный” стиль блюза. 

Ранняя запись — “Boogie chillun” (очень похожая песня ZZ Top ‘La grange’).

Crawlin kingsnake (кавер Doors).

“One Scotch, One Bourbon, One Beer “ (кавер  George Thorogood and The Destroyers).

“Boom Boom” (каверы  The Yardbirds, The Animals).

Elmore James

Родился в Холмс Каунти Миссиссиппи 1918. Умер в 1963. В первую очередь известен как гитарист. Играл на слайд-гитаре. Записывался на Чесс. Он менее известен, но на его хиты есть много каверов: “Shake your moneymaker”, “The sky is crying ” (кавер Stevie Ray Vaughan), “One way out” (кавер Allman Brothers), “Bleeding heart” (кавер Jimi Hendrix). 

Otis Spawn

Чикагский ведущий блюзовый пианист. Был в группе Мадди Вотерса и писался на Чесс.

Сингл “ It must been a devil“

Little Walter Jacobs

Харпер. Его сравнивали с Джимми Хендриксом и Чарли Паркером по количеству инноваций, которые он ввел в блюзовую гармошку. 

“Juke” и “My Babe”.

МЕМФИС

Мемфис — город ночной музыки, блюза, рок-н-ролла.

Первую запись рок-н-ролла сделал Sam Phillips — продюсер, владелец лейбла и искатель талантов.  Он открыл Элвиса Пресли и многих других артистов этого жанра. Студия Сэм — Memphis Recording Service, которая сейчас известна как Sun Studio. Ассистент Филлипса — Marion Keisker, была первым человеком, который записал “элвиса Пресли. 

Знаковым событием рок-н-ролла стала встреча лидера группы Kings of Rhythms, Ike Turner , и Сэма Филиппса. Запись, вышедшая после этой встречи, была под именем Jackie Brenston, саксофониста и солиста группы. Песня “Rocket 88”. Есть легенда, откуда на записи звучит звук перегруза. По дороге на студию динамик в усилителя группы был поврежден. Запись стала под угрозу. Но Сэм решил послушать, как он будет звучать, и подключил его. Динамик дал эффект “перегруза”.

B.B. King также впервые записался на этой студии. Его хит “Three o’clock blues”. 

На ранних записях Сан рекордс есть группа “The Prisonaires”, записанная в тюрьме. Позже лейбл открыл такие имена как Carl Perkins, Johnny Cash, Jerry Lee Lewis, Roy Orbison. И, конечно,  Elvis Presley, король рок-н-ролла.

Рок-н-ролл РОК-Н-РОЛЛ наиболее ранний стиль рок-музыки (50е года) —результате смешение традиций кантри и ритм-энд-блюза. Характерны моторно-танцевальный метроритм и электромузыкальные инструменты, размер 4/4 и быстрый темп (140-180 bpm).

Elvis Presley

Он родился в Миссиссиппи, а умер в Мемфисе. Элвис был первым, кто делал “черную” музыку в “белом” стиле и “белую” музыку в “черном” стиле, — кроссовер. “Don’t Be Cruel”

Sam Phillips стремился донести афроамериканскую музыку до белой аудитории и Элвис подходил для этого как нельзя лучше. 

Marion Keisker — первый человек, записавший Элвиса. Они были в комнате вдвоем во время записи двух песен за 3,25$. Он сделал эту запись в качестве подарка своей матери. После записи, Марион рассказала Сэму об Элвисе и убедила сделать настоящую коммерческую запись. Первая его запись “My Happieness”. Он стал катализатором революции рок-н-ролла. Революции в результате которой черная музыка стала приниматься белыми.

 Сэм познакомил Элвиса с гитаристом  Scotty Moore и басистом Bill Black. С ними они записали карьеро-образующую сессию на студии Сан с “That’s All Right, Mama” на одной стороне и “Blue Moon of Kentucky” на другой. Оригинал That’s All Right, Mama написал Arthur Big Biy Crudup. Элвис перепел ее в белом стиле. С другой стороны, “Blue Moon of Kentucky” была записа Bill Monroe, и Элвис перепел ее в “черном” стиле. 

Другая важная личность для Элвиса — Dewey Phillips. Он давал в эфир его песни на местном радио. Как диджей, Филипс выходил в эфир для черной аудитории. И Элвис стал первым белым артистом, регулярно ротируемом в эфире. Он даже давал интервью в эфире. 

Его ранние хиты:

This one is called Milkcow Blues Boogie.

Here’s You’re a Heartbreaker.

Let’s play, Baby, Let’s Play House. 

You’re right, I’m left, She’s Gone.

And Mystery Train. 

Песня номер один в чартах страны от  Сан — “I Forgot to Remember to Forget”. 

Элвис не был автором песен. Исполнителем и интерпретатором. 

Colonel Tom Parker

Большую часть жизни он прожил в Темпл Трейс, Флорида. Нелегальный иммигрант. Промоутер и менеджер талантов.

Именно Паркер убедил Сэма Филиппса отпустить Элвиса. Он продал контракт Элвиса RCA за баснословные по тем временам деньги — 40000$. 

Том Паркер забирал половину выручки Элвиса. Даже после его смерти он получал доход как правообладатель.

1956 — год прорыва Элвиса. Mayborn Axton соавтор хита Элвиса “Heartbreak Hotel”. Ее нашел Том Паркер. 

Запись номер один во всех чартах страны  — “Hound Dog” (авторы Jerry Leiber and Mike Stoller, первая исполнительница Big Mama Thornton) на одной стороне и “Don’t Be Cruel“.

В сентябре 1956 вышла запись “Love me tender”. В том же году Элвис появился на телевидении в шоу Эда Салливана. С этого момента он и рок-н-ролл стали мейнстримом для Америки.

Он всё еще продолжал общаться с Сэмом Филиппсом и был гостем на лейбле Сан. В 56м появилась запись легендарного состава лейбла: Elvis Presley, Jerry Lee Lewis, Carl Perkins и Johnny Cash. Это была запись — импровизация друзей. 

В 57м Элвис стал актером кино. “All shook up” была записана для первого с его участием фильма. Потом он появится в 33х фильмах за 15 лет. Самая знаменитая запись для кино “Jailhouse rock”.

В этом же году его призвали в армию. Он стал самым знаменитым призывником. Пока он был в армии, Том Паркер и Сан рекордс поддерживали интерес к нему. 

В 58 мать Элвиса умерла от сердечного приступа, что стало для него ударом. Из армии он вернулся в 60 году. 

Рок-н-ролл породил множество стилей и подстилей музыки. Один из них — твист. Твист — танец относящийся к рок-н-роллу. Появился благодаря певцу Чебби Чеккеру (певцу из Каролины, ставшему известным в 60м году благодаря песне “The Twist”).

Поп-рок — стиль объединивший в себе  рок и популярную музыку. Основные черты — простая структура композиций, запоминающаяся мелодия, повторением музыкальных паттернов мелодии. Основные инструменты — электрогитара и ударные с характерным для рока звучанием. Самый распространенный размер — 4/4. Распространенная пульсация — ровные восьмые.

Примеры сочетания ударных и баса:

Рок 12/8:

Шаффл-рок — рок с триольной пунктирной пульсацией.

Блюз-рок

Объединяет элементы блюза и рок-н-ролла. Основные инструменты — электрогитара, бас-гитара, ударная установка.

Характерные особенности: наличие блюзовой импровизации на основе пентатоники, 12-ти тактовая блюзовая сетка, ритмический рисунок буги (играется в свинговой пульсации).

Примеры:

Хард-рок — жанр рока, характеризующийся лидирующей ролью ритм-секции (баса и ударных).  Распространенный размер — 4/4. Характерна рифовость и перегруженный звук гитар.

Хе́ви-ме́тал — жанр рок-музыки, направление метала. Впервые термин «Heavy metal» был применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore.  Элемент импровизации практически отсутствует, но в композициях есть сложные изменения ритма (ритмической импровизации).

Фанк-рок

Электронная танцевальная музыка (англ. EDM — Electronic dance music) — это спектр жанров и стилей электронной музыки развлекательной индустрии. Это — музыка ночных клубов и фестивалей электронной музыки. Чаще используется в контексте живого воспроизведения, где диджей выбирает последовательность треков (часто внося изменения в их звучание). Электронная танцевальная музыка это не стиль, а обобщенный термин для нескольких жанров: как хаус, транс, техно, дабстеп, драм-н-бейс и пр.

Диско:

Хаус:

Хип Хоп

Эйсид джаз

СТИЛИ МУЗЫКИ

Латина. С бразильской основой: Босса-Нова, Самба, Баион.Афро-кубинская: Болеро, Румба, Ча-ча-ча, Мамбо, Сонго, Мозамбик, Гуагуанко, Афоркубинский 6/8. Карибская: Калипсо, Меренга, Регги.

Босса-нова:

Самба:

Баион:

Болеро:

Румба:

Ча-ча-ча:

Мамбо:

  1. Мамбо-джаз

Сонго:

Мозамбик:

Гуагуанко:

Афрокубибский 6/8:

Калипсо:

Сока:

1)

2)

Меренга:

Регги:

Ритмы европейских народных танцев: полька, мазурка, танго, вальс, тарантелла, бегин, пасодобль, фокстрот, чарльстон.

Полка:

Мазурка:

Танго:

  1. Аргентинское
  1. Аргентинское
  1. Хабанера
  2. Хабанера

Вальс:

  1. Венский
  2. Венский
  3. Мюзетт
  4. Мюзетт
  5. Медленный
  6. Медленный

Тарантелла:

Бегин:

Пасодобль:

Чарльстон: