Тема 8. Формы мелодии

Использование надстроек в мелодии

Надстройка – это тон в аккорде, дальше септового (9, 11, 13)

В мелодии надстройки – это неаккордовые звуки, которые:

  • длятся больше четверти и/или;
  • идут после скачка и/или;
  • звучат на сильную долю после скачка или после аккордового звука на слабую долю (9 в 1, 11 в 3, 13 в 5). 
тип аккордаНадстройки
9-99+1111+13-13sus4maj75+5_
6(6)
m6(6)
maj7редкоаккордовый звукредко
m(maj7)аккордовый звук
m7фригийскийэолийскийдорийский(11)
m7(5-)ионийский(13-)аккордовый звук
7(sus4)(13-)
aug7(5+)аккордовый звук
dim7(13-)аккордовый звук

Проходящие звуки

Функция проходящих звуков – плавность мелодической линии. Это – короткие по звучанию ноты, которые двигаются на шаг от аккордового звука. 

Виды проходящих звуков:

  1. Проходящие – звуки находящиеся на соседней ступени между двумя аккордовыми звуками;
  2. Соседние (подготовленное и неподготовленное задержание) – ноты, отстоящие на ступень от аккордовой звука;
  3. Опевание – два звука, отстоящие на ступень от аккордового и разрешающиеся в него “огибая” целевой звук с двух сторон;
  4. Двойные хроматические – два звука. Короткие и одинаковые по длине звучания. Первый звук отстоит на тон от аккордового, второй – на полтона.
  5. Убегающие – ноты, идущие после аккордового звука, отстоящие на ступень от него и двигающиеся в противоположном направлении от следующего аккордового тона.

Ритмический диалог в мелодии

  1. Подхлест – когда нота, которая должна была прийти в долю, появляется на половину или целую доли пульса раньше;
  2. Оттяг – когда нота, которая должна была прийти в долю, появляется на половину или целую долю пульса позже.

Ведущие аккордовые звуки

Ведущие звуки – это аккордовые звуки в мелодии, идущие по тонам или полутонам и ведущие (при смене аккорда) из звука предыдущего аккорда в звук следующего. Примарный и квинтовый тона, при этом, считаются слабыми. Чаще при построении мелодической линии используются терцовый и септовый.

Лад – источник мелодии

В качестве основы мелодическая линия может использовать любые музыкальные лады. Помимо модальных, часто используются пентатонические и блюзовый лад.

Интервальное строение мелодии

По интервальному строению мелодия может идти плавно или содержать скачки. Самые распространенные – терцовые и квартовые.

Повторение мотива

Один из самых распространенных приемов в мелодии – повторение мотива. Мотив – это короткий фрагмент мелодии с запоминающимся звучанием. 

Секвенция

Еще один распространенный прием в мелодии. Секвенция – это повторение мелодического фрагмента или фразы на другой высоте звучания.

Расстояние между фрагментами называется шагом секвенции и представляет собой определенный диатонический или хроматический интервал.

Трансформация мотива

Мотив может повторяться не точно.

Фразовое построение мелодии

С точки зрения выразительности, построение мелодии похоже на интонирование диалога.

Вопрос:  “Как дела?” (восходящая фраза)

Ответ:  “Неплохо.” (нисходящая фраза)

Вывод:  “Наверное, ты не хочешь со мной говорить…” (ровная интонация) 

 

Виды мелодии по отношению к гармонии:

1) Мелодия в аккорде — мелодия строится на звуках аккорда.

2) Мелодия поверх аккорда — мелодия в скейле, но слабо соотносится с аккордом.

3) Мелодия против басовой линии — мелодия идет в противоположную сторону от басовой линии.

Форма мелодической линии:

1) Статичная — прямая линия.

2) Зигзаг — к прямой линии прибавляются вводные звуки (опевания, петли).

3) Восходящая — начинается с низкого звука и повышается.

4) Нисходящая — начинается с высокого звука и понижается.

5) Арка — начинается низко, поднимается, затем — опускается.

6) Перевернутая арка — начинается высоко, опускается, затем возвращается обратно.

7) Круг — линия, использующая в основном скачки в тон и пол тона.

8) Квадрат — линия, содержащая большие скачки (от кварты).

9) Линия: сама по себе не является законченной мелодией; идеальна для интродукции; по мере развития произведения можно как остинанту увести на второй план.

10) Круг подходит для окончания фразы.