ТЕМА 4. Модальности натурального мажора. Аккордо-ладовая теория.

Модальная система — это система организации ладов.

В модальной системе звуки не тяготеют к основному тону. При определённых условиях  каждый тон лада может стать основным.

Лады в гармонии натурального мажора

Рассмотрим модальную систему мажора. Если от каждой ступени натурального мажора сыграть гамму, то получится новый лад. Каждый из таких ладов имеет греческое название.

Ниже приведены примеры ладов в до мажоре. Соответствие ладов ступени верно для любого натурального мажора.

Первой ступени соответствует ионийский лад (натурального мажора).

Ионийский лад

На II ступени натурального мажора находится дорийский лад, на III — фригийский, на IV лидийский, на V — миксолидийский, на VI — эолийский (лад натурального параллельного минора), на VII — локрийский.

Модальная система до мажора

Каждому ладу соответствует свой септаккорд, который можно построить от примы лада, взяв ступени через одну.

Аккорды, образуемые на I, II и V ступенях вместе составляют основную для джаза и распространенную в современной музыке прогрессию II-V-I.

При этом на I образуется большой мажорный аккорд (который называется джазовой тоникой), на II — малый минорный септаккорд, а на V — малый мажорный септаккорд (который называется доминантовым).

Аккордово-ладовая теория

Аккордо-ладовая (chord scale) теория — это концепция, которая опираясь на ладовую функцию аккорда, аккордовые звуки и возможные надстройки аккорда рассматривает как лад. При этом аккорды рассматриваются как источники ладов, а лады — как источники аккордов.

На рисунке ниже показано аккордо-ладовое представление Gaug9. По форме это — малый мажорный септаккорд с повышенной пятой. Такой встречается на V ступени мажора и играет роль доминанты. Соответственно в качестве источника для нот лада, не являющихся нотами аккорда, мы можем использовать миксолидийский лад. Таким образом мы получаем лад этого аккорда, в котором:

1, 3 и 5 звуки являются частью трезвучия, входящего в основание аккорда;

7 и 9 звуки являются надстройками, использованными в аккорде;

4 и 6 звуки — это ноты, взятые из миксолидийского лада и возможные надстройки этого аккорда.

Аккордо-ладовое представление

Практическое применение ладов аккордов — это:

  • создания плавного голосоведения в партиях в соответствии с гармоническим контекстом;
  • написании мелодических линий;
  • импровизация и соло.

Аккордо-ладовое представление аккорда состоит из тонов входящих в основание аккорда (1-3-5 для трезвучий, 1-3-5-6 для секстаккордов, 1-3-5-7 для септаккордов) и проходящих звуков (обычно диатонических), которые появляются между ними. Эти проходящие звуки являются надстройками аккорда.

Аккордовые звуки определяют качество аккорда. Проходящие тона — уточняют тональный и модальный контекст.

В примере аккордовые тона (1-b3-5-b7) обозначают малый минорный септаккорд (Dm7). Проходящие тона e-g-b появились из до мажора, в котором аккорд является второй ступенью. 

В соответствии аккорду может быть как лад из семи нот (гептатонический): 

Так и лады из восьми (октатонические), шести (гептатонические) и пяти нот (пентатонические):

Формирование таких ладов вытекает из тонального и модального контекста.

Помимо тональности, проходящие звуки определяются символьным обозначением аккорда. Например у аккорды Bbm7(9/11) будут следующие лады:

Для того чтобы добавить в лад недостающую проходящую ноту, нужен контекст. Так в Ab мажоре этот аккорд является второй ступенью. Соответственно проходящей будет нота соль.

А в Db мажоре, где он является шестой ступенью, нота соль бемоль.

Также при аранжировке учитывается контекст мелодии.