Тема 12. Регармонизация тоники

Терцовые замены тоники

Терцовые замены основываются на системе тональных функций, где каждая функциональная группа включает аккорд главной ступени (T, S, D) и два побочных, лежащих на терцию выше и ниже.

Аккорды III и VI ступени называются медиантами, поэтому их терцовые замены иногда называют заменой по верхней или нижней медианте.

Есть шесть аккордов терцовых замен:

  • диатонические медианты;
  • и одноименные, противоположные по ладу медианты;
  • низкие медианты в dur или высокие в moll, противоположные по ладу диатоническим медиантам

Как правило, терцовым заменам подвергается тоника, главная или побочная, но возможно использовать её и для других функций. 

#IV ступень

#IV и тоника

Четвертая натуральная ступень в натуральном мажоре берется редко из-за сильного диссонанса с устойчивой третьей ступенью. Чаще она берется или проходящей (не удерживается и не извлекается вместе с аккордом), либо повышается на полтона (#IV).

В качестве ундецимы в надстройке тоники также используется повышенная четвертая ступень:

IV ступень доминантового лада

При обыгрывании доминантового аккорда пятой ступени также стоит избегать натуральной IV ступени доминантового лада. 

Как и в случае с тоникой мажора, ее стоит брать проходящей либо повышать с ладу и в надстройке.

Другой способ “облагораживания” это ступени и надстройки — доминантовый задержанный аккорд (sus или sus4). Здесь для избегания диссонанса с терцовым тоном аккорда этот терцовый тон заменяется на задержанную кварту (например, аккорд Gsus  до мажоре). Такой аккорд будет обыгрываться миксолидийским ладом (ладом доминанты).

Доминантовы sus аккорд может использоваться перед доминантой. Кварта этого аккорда будет разрешаться в терцовый тон следующего. 

Также sus аккорд может использоваться перед тоникой вместо стандартной доминанты. В музыке, гармония которой изобилует надстройками, терцовый тон в аккорде может сохраняться вместе с квартовым.

В джазе расположение голосов в sus аккорде часто такого, что терция аккорда располагается над квартой.

Однако наиболее часто употребимое расположение — это: примарный тон аккорда в басу и мажорное трезвучие на тон ниже в верхних голосах.

Такое расположение часто записывается как дробный аккорд (например, F/G).

Лад с #IV как источник модальных замен

Лады с одинаковой тоникой, но разным качеством являются источником модальных замен. Лидийский лад (т.е. мажорный лад с повышенной четвертой ступенью) послужил источником для появления в натуральном мажоре аккорда #IVm7(b5). Этот аккорд обычно берется на сильную или относительно сильную долю и служит для сглаживания движения примарных тонов аккорда (например ход IVmaj-#IVm7(b5)-V7).

Также этот аккорд может стоять в «обманчивом» разрешении доминанты (V7/II-VIm7) так как по сути является дробным аккордом VIm/#IV (в до мажоре Am/F#).

Регармонизация тоники


На практике тонике не всегда гармонизуется с помощью аккорда с диатоническими надстройками (такими как maj, 6 или 69).

Регармонизация тоники с maj#4

Так как лидийский лад часто используется для обыгрывания аккорда первой ступени, надстройка с четвертой повышенной стала включаться в этот аккорд. При использовании такого приема нужно следить, чтобы натуральная четвертая ступень не использовалась в других партиях.

Регармонизация тоники с maj#5

Этот прием возможен, если в солирующем голосе используется терцовый или септовый тона.

Регармонизации тоники аккордом на полтона выше

Если фраза заканчивается на тоническом аккорде примарным или квинтовым тоном, то тонический аккорд можно переместить на полтона вверх. Обычно это применяется в последнем такте произведения.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 47.png

Регармонизация тоники дробным аккордом

В МАЖОРЕ

Если мелодической нотой в большом мажорном септаккорде является #4 или #7, то можно произвести регармонизацию на аккорд, находящийся на полтона ниже с дробной тоникой. (пример — B/C в до мажоре).

В МИНОРЕ

Если в мелодии на минорную тонику приходится ее терцовый или септовый (большая септима) тон, то ее можно регармонизовать мажорным аккордом на полтона ниже с дробной тоникой.

Терцовые замены основываются на системе тональных функций, где каждая функциональная группа включает аккорд главной ступени (T, S, D) и два побочных, лежащих на терцию выше и ниже.

Аккорды III и IV ступени называются медиантами, поэтому их терцовые замены иногда называют заменой по верхней или нижней медианте.

Шесть аккордов терцовых замен:

  • диатонические медианты;
  • и одноименные, противоположные по ладу медианты;
  • низкие медианты в dur или высокие в moll, противоположные по ладу диатоническим медиантам;

Как правило, терцовым заменам подвергается тоника, главная или побочная.