Ноты на нотном стане, интервалы

Обозначение нот на клавиатуре и гитаре

Ноты — это графическое обозначение звуков. Ноты имеют слоговые (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и буквенные (с, d, e, f, g, a, b) названия.

Слоговые, являются первыми слогами в строчках первой строфы гимна св. Иоанну «Ut queant laxis»:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Iohannes.

Авторство такого обозначения приписывается монаху Гвидо д’Ареццо (XI век). Название же седьмой ноты «си» появилось в XVII веке. Его предложил музыковед Джованни Баттиста Дони. Это — аббревиатура слов последней строки молитвы: «Sancte Iohannes«.

Ноты на клавишах, гитаре и нотном стане

Нотный стан

Нотным станом называется система из пяти параллельных горизонтальных линий, на которой размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх.

Часть нот размещается на линиях, а часть располагается между ними. Ноты первой октавы будут выглядеть так:

Есть также добавочные линии: это короткие линии для одной ноты, помещаемые выше или ниже нотного стана:

Количество добавочных линий теоретически неограниченно, но обычно не бывает больше пяти как снизу, так и сверху.

Ключ на нотном стане. Скрипичный и басовый ключи.

Ключом называется знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает ей название определенной ступени звукоряда.

NB Звукоряд — последовательность (набор) звуков. В данном случае ключ задает соответствие графической записи ноты на какой-либо строке её значению в герцах и названию в музыке. То есть является буквально ключом к прочтению записи.

Основных ключей два: скрипичный и басовый.

Скрипичный ключ обозначает соль первой октавы и ставится на второй линии нотного стана:

Басовый ключ обозначает фа малой октавы и ставится на четвертой линии нотного стана:

От ключа отсчитываются все остальные ступени, располагаемые на линиях и в промежутках между ними

Здесь приведены не все, но они являются основными и наиболее часто используемыми.

Тон и полутон

Полутон — это минимальное расстояние в темперированной музыке. Тон, соответственно, это расстояние между нотами равное двум полутонам.

Если посмотреть на клавиатуру фортепиано, там, где между белыми клавишами находится черная, — расстояние между белыми составляет тон, в случае если черной клавиши нет -­- полтона.

NB Темперированный — строй музыки с математическим разделением октавы на 12 разных интервалов. Появление этого строя позволило музыкантам, например, транспонировать пьесы в разные тональности и играть пьесы большими составами инструментов.

На грифе гитары расстояние между соседними ладами равно полтона.

Лады на грифе шестиструнной гитары

Знаки альтерации

Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си). Меняется их высота.

NB Знаки альтерации нужны как для обозначения временных (выходящих за пределы тональности и, поэтому, редко встречающихся в тексте) «черных» клавиш фортепиано, так и для облегчения нотной записи (если в звукоряде тональности произведения есть знаки альтерации). Большая часть современной музыки имеет привязку к тональности. То есть написана с использованием определенного набора нот присущих этой тональности. Например, в тональности до мажор используются только семь нот, соответствующих белым клавишам фортепиано. А в тональности ре мажор — ноты ре, ми, фа#, соль, ля, си, до# (т.е. пять белых клавиш и две черные). Для облегчения записи знаки альтерации пишутся при ключе. Если не использовать знаки при нем, то диезы при фа# и до# в ре мажорных произведениях придется писать в каждом такте. Знаки при ключе (знаки альтерации) позволяют их записывать один раз в начале строки.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые называются соответственно # — диезами и ♭ —бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Энгармонизм — когда один звук можно назвать по-разному например: F# = Gb

NB Тональность — звукоряд, построенный по определенному алгоритму и имеющий тяготение к тонике. Самые распространенные тональности — это натуральные мажор и минор, и гармонический минор. Алгоритм построения натурального мажора.

Если натуральные мажоры и миноры выстроить по увеличению количества знаков альтерации, то порядок появления диезов в этих тональностях: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Знак, появляющийся в одной тональности, остается и в тональности, идущей следом.

Вот как это выглядит в нотной записи:

В качестве удобного способа систематизации последовательности тональностей по порядку увеличения ключевых знаков есть квинтовый круг.

Квинтовый круг тональностей (он же кварто-квинтовый круг) – это графическая схема изображения тональностей, которые группируются исходя из количества общих нот.

На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней – их параллельные миноры. Тоники этих тональностей (ноты, по которым они названы) расположены на расстоянии чистой квинты (3,5 тона) по часовой стрелке по кругу и чистой кварты (2,5 тона) против часовой стрелки по кругу.

NB Параллельный минор — лад натурального минора, имеющий тот же состав звуков, что и параллельный ему натуральный мажор. Тоника параллельного минора находится на малую терцию ниже параллельного мажора.

По квинтовому кругу можно определить количество знаков при ключе в каждой из тональностей.

NB Для нахождения тоники следующей тональности с диезами при ключе, квинта берется вверх, для тональностей с бемолями — вниз.

Интервалы

Интервалами называется расстояние между двумя нотами (звуками) по высоте.

Ниже приведены интервалы, которые мы будем использовать для понимания структуры аккордов и их обозначения.

НазваниеОбозначениеРасстояние в тонахПримерЦифра в аккордовых обозначениях
Большая секундаб212
Малая терциям31,5 
Большая терцияб32 
Чистая квартач42,54
Уменьшенная квинта (увеличенная кварта, тритон)ум5 (ув4)35-
Чистая квинтач53,55
Увеличенная квинтаув545+
Большая секстаб64,56
Малая септимам757
Большая септимаб75,57+
Чистая октавач86 
Малая нонам96+0,59-
Большая нонаб96+19
Чистая ундецимач116+2,511
Увеличенная ундецимаув116+311+
Малая терцдецимам136+413-
Большая терцдецимаб136+4,513