Модели изложения аккордов на фортепиано

В этой статье показаны распространенные модели изложения аккордов, которые используются при аккомпанементе на фортепиано. Примеры приведены для гармонической последовательности II, V, I.

Модель I

  • Ведущие тона в правой руке
  • Примарные тона (руты) в левой руке берутся единовременно с правой

Модель II

  • В правой руке ведущие тона содержат ритмическую структуру
  • В левой руке примарные, терцовые и квинтовые тона. Меняются в два раза чаще правой.

В примере в правой руке ритм Чарльстон

Модель III

  • В правой руке аккорды в основном виде или без примарного тона
  • В левой руке примарные тона аккордов. Ритм аналогичен правой.

Модель IV

  • В правой руке аккорды в основном виде и обращения с хорошим голосоведением 
  • В левой руке примерные, терцовые и квинтовые тона. Смена нот в два раза чаще, чем в правой.

//Принципы хорошего голосоведения: общие ноты в голосах аккордов переходят из одного в другой, плавность голосоведения без скачков внутри голосов, противоход крайних голосов.

Модель V

  • В правой руке изложение пятиголосных аккордов без примарного тона
  • В левой — примарные тона аккордов. Берутся одновременно с правой.

Модель VI

  • В правой руке пятиголосные аккорды без примарного тона с хорошим голосоведением
  • В левой руке примарные тона аккордов, берущиеся синхронно с правой.

При построении правой руки соблюдаются принципы хорошего голосоведения.

Модель VII

  • Изложение голосов в “хоральном” стиле при котором голоса находятся на приблизительно одинаковом расстоянии в обеих руках.

Эта модель использует аккорды с разным количеством голосов (четырех-, пяти- и более). Для сохранения гармонической структуры аккордов обычно сохраняется примарный тон и исключается квинтовый, но возможны исключения в зависимости от гармонического контекста и соображений сохранения плавного голосоведения.