Тема 11. Регармонизация

Термины:

Гармонизация — поддержка мелодии соответствующими аккордами.

Регармонизация — модификация исходной гармонической последовательности.

Регармонизировать означает изменить гармоническую линию части произведения, оставляя мелодическую структуру:

1) Мелодия должна быть узнаваемой

2) Гармония должна быть привычной

Регармонизация изменяем настроение композиции по средством:

1) Надстроек, замен

2) Развертывания логики разрешения не тонических функций

3) Изменяя динамику смены гармонии

Подходы:

1) Оригинальная гармония заменяется структурами (например, расщепленное ядро доминанты) и аккордами с подобными
функциями — в большинстве случаев нет никаких изменений в гармоническом ритме.

2) К первоначальной гармонии добавляются гармонические структуры, у которых сохраняются функциональные или структурные отношения с аккордом-целью оригинальной гармонии (аккорд, к которому заменяемый аккорд стремится).

3) Из первоначальной гармонии удаляется часть аккордов. Гармонический ритм замедляется.

Основные техники регармонизации:

  1. Добавление надстроек
  2. Гармоническое расширение аккордовой сетки
  3. Усиление временных тоник (добавление гармонических оборотов из их тональностей)
  4. Тритоновая замена
  5. Уменьшенные септаккорды
  6. Надстройки-трезвучия 
  7. Вводные аккорды
  8. Педальный пункт (органный пункт в русской литературе)
  9. Функциональные замены
  10. Изменение контекста мелодии
  11. Введение вспомогательных гармонических оборотов
  1. Добавление надстроек

Надстройки в аккордовую структуру включаются исходя из того, к какой функциональной группе принадлежит аккорд: тоника, субдоминанта (предоминанта), доминанта. Основные источники для надстроек — 

диатоника тональности, в контексте которой существует аккорд;

модальные замены этих аккордов и лады соответствующих замен;

жанровые (например, малые септимы в тонических мажорных аккордах).

Характерные надстройки для функций:

Мажорная категория: тоника и субдоминанта

Минорная категория: тоника и субдоминанта

Доминантовые аккорды 

Проходящие аккорды 

Диатоника в качестве источника дает следующие основные надстройки:

Источник — натуральный мажор

Источник — натуральный минор

Источник — гармонический минор

Источник — мелодический минор

  1. Гармоническое расширение аккордовой сетки

При медленном гармоническом ритме, исходную гармоническую последовательность можно расширить: добавить к аккорду, выполняющему определенную функцию в тональности, другие аккорды той же функции.

  1. Усиление временных тоник (добавление гармонических оборотов из их тональностей) — техника, подготавливающая появление последующего аккорда при помощи гармонического оборота к нему: доминантовый септаккорд, оборот ii7–V7, тритоновая замена доминанты.
  1. Тритоновая замена — введение в гармонию тритоновых замен.
  2. Уменьшенные септаккорды

Уменьшенные септаккорды делятся на два типа: проходящие и вводные. На рисунке представлена реализация в виде блок-аккордов: акцентированный (на него приходится метрический акцент) проходящий аккорд (а), цепочка из проходящих аккордов (b), вводный диатонический аккорд (с), вводный хроматический аккорд (d).

  1. Надстройки-трезвучия (upper-structure triads)

Надстройки-трезвучия — это трезвучия, появляющиеся в составе аккорда сверху (над примарным тоном, ведущими тонами, основным трезвучием либо интервальной структурой (характеризующей основной аккорд). Аккорды с такими трезвучиями являются полиаккордами и их удобно обозначать нотацией через “/”. 

Ниже представлены пять надстроек-трезвучий, возникающих на тонах аккорда:

Мажорные трезвучия на 2, b3, b5(#4), b6 и 6 тонах;

Минорные трезвучия на b2, b3, #4, 5 и 6 тонах.

Эти надстройки употребляются для расширения доминантовых аккордов.

  1. Вводные аккорды

Вводные аккорды можно разделить на вводимые сверху и снизу. Правила их введения основываются на правилах голосоведения (в т. ч. разрешения ступеней) и контрапунктов.

Наиболее эффективно введение таких аккордов, когда ноты басовой линии идут в противоположную сторону от нот мелодии. При этом мелодия идет поступенно.

  1. Педальный пункт

Педальный пункт не удотребляется в последовательностях с сильным тяготением, например:  ii7–V7—Imaj7 ,  ii7(5-)–V7—Imaj7  и Imaj7—vi7— ii7–V7. Исключением является доминантовый педальный пункт (он же органный пункт), который использует пятую ступень (что поддерживает напряжение, ведущее к разрешению).

В тактах с 17 по 23 задерживается доминантовый педальный пункт D, а в тактах с 21 по 23 — F. Оба пункта исходят из доминантовых аккордов прогрессии.

  1. Функциональные замены

Функциональные замены — это изменение ожидаемого поведения аккордов. Обычно при этом меняется функциональное значение аккорда. При этом такие изменения делаются в соответствии с ходом мелодии. 

  1. Изменение контекста мелодии

Изменение контекста мелодии — это, фактически, гармонизация ее новыми аккордами. 

  1. Введение вспомогательных гармонических оборотов

Введение вспомогательных гармонических оборотов основано на техниках, которые мы обсуждали ранее: это введение тритоновых замен,  усиление временных тоник, вводных аккордов и пр.