Тема 13. Модальный джаз

Модальная музыка в своей основе имеет один лад с уникальной интервальной структурой и гармоническими тяготениями.

Основные характеристики:

  • ограниченный набор аккордов из одной диатоники
  • недостаток гармонических функций, особенно доминантовых разрешений и связок II — V — I
  • медленный гармонический темп
  • часто ограничивается аккордами ионийского лада
  • часто встречаются повторяющиеся связки между двумя аккордами
  • на основе педальной гармонии (часто тоники) обыгрывается аккордами, образованными из звуков соответствующего лада (scale)

Модальные системы: прогрессии аккордов и мелодии с очевидным тяготением и к одной тонике, преимущественно с использованием только диатоники лада (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский).

Модальная музыка не нуждается в каких-либо хроматических вариациях.

Повторение тоники (tonic repetition): разнообразие тонического аккорда надстройками (например, С9-С5-С11-С13-Сm7).

Повторение и контраст: иногда в прогрессию из тоник включаются не диатонические аккорды, созданные для контраста с ней.

Модальная гармония

Моды стали активно использоваться в качестве источника музыки с конца 50х годов.

На основе каждого мода можно построить цепочку диатонических септаккордов. У каждого мода есть характерные ноты, которые отличают его от натурального, гармонического, мелодического мажора или минора.

Тритоны в модальной музыке обычно избегаются, за исключением случаев, когда в них используются характерные ноты:

Использование характерных нот в аккордах позволяет придать модальность музыке в противовес тональности.

Также отличительной чертой модальной музыки является квартовое строение аккордов, приходящее на смену терцовому (например, изложение So what). 

Такое расположение голосов в аккордах звучит менее мажорно/минорно. 

Пример такого расположения голосов в модах:

В модах не обозначаются номера ступеней, так как в них нет стандартных функций тоники, субдоминанты и доминанты. Принадлежность к функции определяется педальной нотой в басу.  С тоникой в нем любой аккорд будет звучать как тоника. 

С конца 60х стали использоваться обращения квартаккордов. В септаккордав нижняя нота (не бас, который стоит на месте) перемещается на октаву вверх. Возможны два обращения, при котором интервальное строение аккорда секунда+кварта, либо кварта+секунда.

Модальный подход в аккордах

Движение в модальном джазе создается с помощью голосоведения в противовес функциональным зависимостям. Два основных подхода – хроматический и параллельный. При параллельном подходе перед целевым аккордом берется его диатонический сосед (сверху или снизу), при хроматическом – аккорд, отстоящий на малую секунду.