Тванг и певческие форманты

Из книги «Singing and the actor»: для создания резонанса вокалист ищет баланс между ротовым и носовым резонаторами и манипулирует языком и челюстью. Все эти действия относятся к ротовой полости. Но в процессе вокала участвуют и другие части, с помощью который резонанс можно усилить. Для понимания источника твангового звука нам нужно разобраться с тем, что находится между связками и ротовой полостью.

В вокале под резонансом понимается не столько физическое явление, сколько комплекс субъективных ощущений и изменения оттенков звучания при манипуляции с разными частями голосового тракта. С этой точки зрения, каждая часть голосового тракта (гортань, нос, ротовая полость etc) имеют свой собственную резонирующую частоту. Обертона (гармоники), которые ближе к этой частоте, становятся сильнее, а те, которые дальше, затухают. Наиболее мощные гармоники еще называют певческими «формантами». Форманты позволяют различать гласные звуки даже тогда, когда смыкания связок практически нет: мы можем различить произносимые шепотом «и» от «о». На этом же принципе построены певческие форманты.

Обертона, гармоники, певческие форманты

Чтобы вспомнить, что такое обертона, посмотрим на рисунок ниже. На нем изображены обертона ноты до.

У ушного канала также есть резонансная частота. Высокие обертона легче услышать, поскольку резонансная частота ушного канала находится между 2,500 — 4,000 Hz. Это – те гармоники, которые используются в тванге. Такое явление резонанса может увеличить звук на 20 децибел.

Это полосу частот называют певческой формантой или высокой певческой формантой. В обычной жизни мы можем услышать эту форманту в детском плаче.

В образовании тванга участвует надгортанник (epiglottis) и мышцы вокруг него. Надгортанник — это гибкий хрящ. Он имеет форму изогнутого листа. Он нужен для предотвращения попадания пищи в дыхательные пути. Эту область голосового тракта иногда называют «laryngeal tube» — выходом из гортани, крышкой гортани, воротником. Когда мышцы вокруг надгортанника сокращаются, выход сужается. При этом фарингальная область широкая. И в ней создается сильный резонанс. Опускание надгортанника часто происходит при взаимдействии с черпаловидными мышцами. Поскольку мышцами, расположенными рядом, сложно манипулировать отдельно, закрытие надгортанника часто сопровождается сужением гортани (что дает лишнее напряжение «на связки», уменьшает «объем» звука etc). Поэтому к освоению тванга важно приступать, правильно подготовив вокальный аппарат.

Тванг и назальность

Тванг и назальность часто путают, поскольку они добавляют в вокал высокую певческую форманту.  Посмотрим на анатомию строения неба. 

Основные части нёба — твердое небо, мягкое небо и мышцы мягкого нёба.

Твердое нёбо (костное образование) разделяет носовую и ротовую полости. Нёбные отростки верхних челюстей — его передняя часть, расположенные горизонтально пластинки нёбных костей –- задний отдел. 

Мягкое нёбо отделяет глотку от ротовой полости. В состоянии покоя свисает вниз почти вертикально, в процессе еды регулярно поднимается в соответствие глотательным усилиям и перекрывает верхнюю часть глотки. Состоит из связок сухожилий и мышц. Фиброзная пластина спереди крепится к твердому нёбу, она покрыта слизистой оболочкой с двух сторон.

Маленький язычок мягкого нёба не позволяет еде или жидкости попасть в нос и участвует в формировании звуков (например, звука р). Он имеет свои мышечные волокна.

Мышцы мягкого нёба

  • мышца язычка, она поднимает и укорачивает язычок;
  • нёбно-язычная мышца, опускает нёбо и суживает зев;
  • нёбно-глоточная мышца поднимает гортань, глотку и язык, суживает пространство глотания, притягивает мягкое небо к задней стенке глотки;
  • поднимающая мышца участвует в подъеме нёбной занавески и разделении ротовой части и носовой полости;
  • натягивающая мышца растягивает нёбный апоневроз и мягкое нёбо.

Благодаря действию мышц, при глотании нижнее небо загораживает задние отверстия носа и весь верхний участок от остальной глотки.

Функции мягкого нёба

Основная задача нёба – распределение потоков воздуха в ротовой полости и носоглотке в процессе разговора и вокала. Нёбо препятствует попаданию пищи в полость носа во время еды. Расположенные в нем рецепторы функционально связаны с гортанью. Эта связь определяет высоту звуков и тембр голоса человека. Кроме того, от состояния нёба зависит вентиляция среднего уха и нормальное дыхание.

Назальный звук

Назальный звук образуется когда мягкое небо перекрывает доступ воздуха в рот. Поскольку носовая полость намного меньше по объему чем ротовая, звук получается “узким”, но с преобладанием высокой певческой форманты. 

Когда активизируются группы мышц, отвечающие за это движение, они затрагивают и соседние мышцы. Например, мышцы, закрывающие надгортанник. Этот эффект используется в обучении вокалу для работы с надгортанником. Упражнение на назальный звук содержит высокую певческую форманту (упражнения на звук “ng”).

Назальный тванг обычно ищется через пение сочетания звука “ng” и гласных. Это — тванг при котором носоглотка открыта, а ротовая полость закрыта.

При произнесении гласных звуков мягкое небо поднимается и перекрывает носоглотку, но при этом воздушное давление (та его часть, которая создавалась сужением выхода воздушного потока при помощи направления в более узкую носовую полость) падает. Тванг с высоким положением мягкого неба называют оральным