Распределенное изложение голосов

Этот тип изложения использует самый низкий диапазон биг-бэнда. В отличие о механического изложения, при котором голоса строятся под мелодией, в распределенном они выписываются от нижнего голоса.

Идеальный диапазон распределения нижних голосов:

Такой способ изложения применяется для гармонизации динамичных, подвижных мелодий.

Особенности аранжировки для большого бэнда:

  • количестве разных надстроек
  • местоположении нот
  • количестве диссонирующих интервалов
  • числе удвоений (октав и унисонов)
  • расстоянии от верхнего до нижнего голоса
  • оркестровке
  1. Количество надстроек, тем выше плотность
  1. Местоположение нот

Чем больше интервалы,тем более открытое звучание. Чем меньше интервалы, тем плотнее звучание. Наиболее критичны интервалы между двумя нижними голосами

  1. Количество диссонирующих интервалов

Ноны, септимы и секунды создают диссонанс и напряженность. Тоже относится к ним через октаву (14, 16 и т.д.).

  1. Количество удвоений

Чем больше удвоений, тем тяжелее и полнее эффект оркестра. 

  1. Расстояние между нижним и верхним голосами

Большое расстояние между нижним и верхним голосами предоставляет больше возможностей для удвоения и создания более мощного звука. Расстояние в примере в три октавы и малая секста дают возможность удвоить ноны.

  1. Оркестровка

Из-за индивидуальных тембровых характеристик инструментов и вариативности их регистров, то, какие выбирает аранжировщик влияет на звучание. Например, деревянные духовые звучат более слабо чем трубы.

Пятиголосное распределенное изложение для 4&4 и унисонной мелодии

Пятиголосное изложение состоит из следующих партий:

1-я — мелодия или лидирующие ноты

2-я — поддерживающие аккордовые звуки или надстройки

3я — гайд-тона (3,7 или 5), в редких случаях — надстройки

4я — гайд-тона (3,7 или 5)

5я — примарные тона

Примарные тона прописываются в инструменте, который записывается в басовом ключе: саксофон-баритон, басовый тромбон etc.

Расположение нот и предполагаемый диапазон партий:

В примере нижи сочетаются тромбон и четыре саксофона. Некоторые распределенные линия представлены более мелодичным движением голосов между аккордами. Трубы играют мелодию в унисон.

Совместная мелодия для 5&5 с пятиголосным распределенным изложением

В примере мелодия гармонизована закрытым изложением поверх распределенного изложения.

Тутти с использованием распределенного изложения

Если лидирующая линия динамичная, с преобладанием восьмых и шестнадцатых, то распределенное изложение будет непрактичным, слишком тяжелым в  нижних голосах.

Для того чтобы этого  избежать, используют тутти. Мелодию поддерживают в унисон и/или октавами, а распределенным изложением поддерживают гармонию, но с менее активным ритмом. 

В примере ниже показан такой вариант аранжировки для духовой секции 5&5. Секция труб играет мелодию с октавным удвоением, а саксофоны — распределенное изложение.