Песенная форма

От мотива к периоду

В музыке, как и в языке, то, что вы хотите передать или то, что вы слышите от других, состоит из логических частей. Из более коротких и завершенных мыслей.

Период — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Период состоит чаще всего из 2 предложений. Предложение делится на фразы (также аналогично языку).

Обычно период состоит из 8 тактов и делится на составные части:

  • предложения (по 4 такта),
  • фразы (по 2 такта),
  • мотивы (1 такт).
Пример разбора периода из песни «Маленькая елочка»

Есть, конечно, и нестандартные по длине фразы периоды. Но выход за пределы стандартности всегда обоснован гармонически и мелодически.

Ниже приведены распространенные способы расширения периода:

  • Прерванная каденция: каденционный оборот заканчивается «обманчивым разрешением». Разрешение побочной доминанты в аккорд, отличный от ожидаемого. Например, в его терцовую замену либо в аккорд, имеющий доминантовое основание (dur7 и т.д.).
Deceptive Resolution: When Chords Misbehave | Hub Guitar
  • Несовершенная каденция — заканчивается обращением тонического аккорда с терцовым или квинтовым тоном аккорда в басу.

Песенная форма

Обозначения AABA, ABAC, ABCD ect.  говорят о музыкальной форме песенной композиции. Обычно, гармония раздела занимает 12 (блюз), 16 или 32 такта. Простая песенная форма (куплет-припев) обозначается как AB. Хорус — то же, что и припев. Мелодические или гармонические вариации без изменения основной структуры раздела обозначается той же буквой с цифрой, соответствующей номеру вариации: AB A1B AB A2B.

Самая распространенная песенная форма – AABA. В этой форме написаны такие стандарты как:

  • «Take the ‘A’ train» Билли Стрейхорна
  • «Perdido» Хуана Тизола
  • «Satin Doll» Дюка Эллингтона

Форма ABAC (где B не является бриджем, но самостоятельным разделом):

  • «Someday my prince will come» Фрэнка Черчилля

Форма ABCD – песенная форма, где каждый раздел имеет непохожую на другие мелодию:

  • «Manha de carnaval» Луиза Бонфа

Intro, outro, интерлюдия, вёрст, break, pre-chorus

Intro (от английского introduction) – специально написанное начало для темы.

Интерлюдия – специально написанный раздел, который обычно исполняется между соло.

Outro — специально написанное окончание, которое исполнятся в последнем хорусе.

Часто intro и outro совпадают.

Вёрст – специальное вступление, исполняемое вне темпа основного произведения.

Break – сбивка, обычно идущая после паузы. Часто подводит к возвращению к основному разделу после соло.

Bribge и pre-chorus – это две структуры, служащие для связки разделом. Бридж позволяет перейти к аккордовой прогрессии припева миную каденцию. Также с помощью него осуществляют модуляции. Pre-chorus также связывает куплет и припев мелодически, гармонически и структурно. Также задача pre-chorus – сбросить напряжение куплета в начале, чтобы к концу поднять динамику и напряжение и вывести на припев. С точки зрения мелодии он, обычно, строится ниже нот куплета.