Аккорды Колтрейна

Разговор об аккордах Колтрейна надо начинать с понятия тональный центр. Тональный центр (в другой литературе — ключевой центр) — это характерное для тональности отношение неустойчивых звуков или аккордов к устойчивым: характеристика тональности, которая может быть раскрыта через последовательность V-I и II-V-I. 

Движение тональных центров использовалось и до аккордов Колтрейна. Например, при модуляции. Чаще такое движение происходило по малым и большим секундам, либо малым терциям. 

Колтрейн стал первым, который применил движение тональных центров по большим терциям в качестве основы для музыкальной темы. 

До Колтрейна движение тональных центров внутри тему происходило:

  • по квинтовому кругу
  • по нисходящим тонам
  • по нисходящим полутонам

Эксперименты с движением центров внутри темы по большим терциям до Колтрейна. Например, начальные такты тем Коула Портера “Night and days” (шаг на б3 вверх). В теме Ричарда Роджерса “Have you met miss Jones”  движениями по большим терциям выписан весь бридж. Тема Тэдда Дамерона “Lady Bird” использует такое движение в двух последних тактах вместо “вертушки” (вместо Cmaj-A7-Dm7-G7-Cmaj в теме идет оборот Cmaj-Eb7-Ab7-Db7-Cmaj). Также в тернэраунде Кенни Бэррон использует ход по большим терциям при исполнении темы “All God’s chillun got rhythm” Бронислава Кейпера. Еще один пример — движение по большим терциям вверх в бридже темы Лаки Томпсона “Dancing sunbeam”.

Регармонизация аккордами Колтрейна

Для регармонизации аккордами Колтрейна подходят темы где:

  • прогрессии II-V-I длятся долго (от четырех тактов);
  • встречаются тернэраунды I-VI-II-V или III-VI-II-V
Замена каденции V-I (Falt, Bbmaj) в аранжировке Колтрейна на F7alt, Dmaj с разрешением на большую терцию вниз в F7, Bbmaj.

Движение тональных центров по малым терциям

Следующий логичный эксперимент с движением тональных центров — движение по малым терциям.

Сам Колтрейн с таким движением написал тему “Central park west”: в ней интервал между тональными центрами малая терция либо тритон (сумма двух малых терций).

Другой пример — тема Дональда Берна “Fly little bird fly”