Построение линии баса

Общие моменты

  1. Основные тона в линии баса — примарный (основной тон аккорда), терцовый и септовый. 
  2. Проходящие тона берутся между основными. Заполнения бывают диатоническими или хроматическими.

Используются на слабое время для связывания соседних нот либо на слабую долю перед тоникой следующего аккорда.

  1. Скачки в басовой линии (интервалы мелодии больше кварты) компенсируют, беря последующую после скачка ноту в противоположную от скачка сторону. Если нота “скакала” вверх, следующая за ней пойдет вниз.
  2. При смене аккорда бас подчеркивает гармонию. Часто берется примарный тон.

Построения связной мелодии

Построения ритмически и мелодически связной мелодии можно добиться используя техники эхо и вопрос-ответ, вопрос-ответ-вывод:

  1. Эхо — предложенная в первых тактах тема полностью повторяется в последующих (ритмически и гармонически, либо только ритмически).

Часто используется эхо, при котором ритм в последующих фразах сохраняется полностью, а мелодия секвенцируется в соответствии с изменениями аккорда. Так если в первом паттерне мелодия игралась на примарном и терцовом тонах, то в последующем она будет играться на примарном и терцовом тонах следующего аккорда.

  1. Вопрос-ответ — это техника, при которой последующий паттерн “переосмысливает” предыдущий (возможно и ритмически и мелодически). Интонационно это напоминает ответ в речи. Еще одно развитие этой техники — вопрос-ответ-вывод подразумевает две вариативные интонации на основе начального паттерна.

Грув

Основное понятие, на котором основана ритмическая часть басовой линии — грув (в русифицированных источниках это понятие часто заменяется словом пульсация). Грув — комбинация музыкальных паттернов, которые все члены коллектива чувствуют и играют в одном пульсе .

Ритмсекция (бас, ударные, перкуссия и т.д.) строится на основе грува и выполняет организующую ритмическую роль для всего коллектива. Остальные инструменты также находятся в груве. Они могут его повторять, подчеркивать основные акценты либо быть в диалоге с ним. 

Некоторые виды грува:

  1. Шафл (shuffle). Размер 4/4 ощущается как 12/8, поскольку на каждую долю приходится три ноты триольной пульсации. 
  1. Свинг (swing). В основе свинга также лежит триольная пульсация, но не прямая, а пунктирная. 

Басовая линия в свинге обычно записывается ровными восьмыми с указанием пульсации в начале нотного стана.

  1. Блюзовый грув. В основании свинговая пульсация положенная на 12-тактовую структуру блюза. Мелодически линия обогащается проходящими нотами из блюзовой пентатоники.

Пример проходящей блюзовой ноты

  1. Фанк (Funk). Грув, основанный на шестнадцатых нотах. Родился из Нью-Орлеанской уличной музыки, играющейся с маршевыми барабанами.

В фанке в линии баса на сильную долю часто берется примарный тон. Септовый тон часто появляется в линии.

  1. Латина. Основная пульсация — клаве (clave). Различают два вида этой пульсации.
  • Ча-ча-ча
  • Румба. Кубинский танцевальный стиль. Обычно в миноре.
  • Сальса. Основа латинской джазовой музыки.
  • Самба — корни самбы в бразильской карнавальной музыке.
  • Боссанова (Bossa nova). Повторяющийся двухтактовый ритмический рисунок. В основе — ровный пульс восьмыми. 

Басовая линия часто, но не всегда подчеркивает ритмические акценты двухтактового рисунка. В линии используются большие скачки как имитация самбистских барабанов.

Приемы при построении линии баса

  1. Октавный скачок в басовой линии
  1. Синкопы — ритмическое смещение акцента с сильной доли на слабую (несовпадение ритмического акцента с метрическим).
  1. Триольные фигуры. Часто используются для внесения ритмического разнообразия в линию баса.
  1. Шагающий бас (walking bass). Басовая линия идущая по четвертным нотам в произведении со свинговой пульсацией, при этом бас сохраняет свинговое ощущение. Шагающий бас связывает руты (примарные тона) аккордов в гармонии. Движение мелодии в басу при этом плавное. 
  1. Полиметр. Одновременное звучание нескольких метрических размеров. Например, наложение размеров 2/4 на ¾ и ¾ на 4/4.

Пришло из африканской народной музыки.

Частный случай полиметра — мелодические смещения. Во время которых мелодические акценты мелодии смещаются относительно основного метра произведения.