Буквенные обозначения аккордов

Аккорд — это одновременное звучание трёх и более звуков.

Аккорды можно классифицировать по строению: терцового строения, квартового строения и т.д. В этой статье мы в основном имеем дело с аккордами терцового строения. Это значит что в основном виде аккорда основным расстоянием между соседними звуками является терция.

Также аккорды можно классифицировать по качеству основания (нижних трех звуков в основном виде): мажорные, минорные, увеличенные, уменьшенные etc.

Буквенные обозначения звуков: C — до; D — ре; E — ми; F — фа; G — соль; A – ля; B – си.

NB Строчными буквами обозначаются отдельные звуки, а заглавными — аккорды. Исключение — дробные аккорды (например C/Bb), где после дроби идет обозначение басового звука аккорда (Bb — си бемоль в басу, над которой берется аккорд До мажор).

Для определения качества аккорда (мажор, минор, уменьшенный и т.д.) нужно уметь определять расстояния между аккордовыми звуками (интервалы между нотами).

NB На клавиатуре от ноты до по белым клавишам располагаются чистые и большие интервалы. Они помогают на первом этапе запомнить значения всех интервалов. Например, зная что между нотами до и ми большая терция (большая, так как от до все интервалы большие) и видя, что оно равно 4м полутонам или двум тонам, можно вычислить что малая терция — это интервал в полтора тона.

Интервалы от ноты «до» по белым клавишам

В некоторых традиция принято звук «си» обозначать буквой H, а звук «си бемоль», буквой B.

Буквенные обозначения аккордов:

  • заглавной латинской буквой обозначается примарный тон (основной) аккорда,
  • строчной латинской буквой обозначается качество основания (m — минорное основание, мажорное — отсутствие строчной буквы),
  • обозначения sus2 и sus4 означают замену терцового тона аккорда на большую секунду или чистую кварту от примарного тона соответственно.

Качество аккордов определяется по интервальному расстоянию между его нижними звуками в основном виде аккорда.

Виды оснований

Цифры в обозначении аккорда обозначают расстояние от примарного тона до звука аккорда: 5 — чистая квинта, 6 — большая секста, 7 — !малая! септима, 9 — нона (большая секунда плюс октава), 11 — ундецима (чистая кварта плюс октава), 13 — терцдецима (большая секста плюс октава).

Изменение расстояния от примарного тона до ноты обозначается знаками # (на полтона больше исходного) или b (на полтона меньше исходного) перед цифрой, либо маленькими «+» и «-» после цифр.

Расстояние от примарного тона

Большими знаками «+» и «» в некоторых традициях обозначают мажор и минор соответственно.

Варианты обозначений септаккордов

Обозначения
sus2  Вместо терцового тона аккорды берется нота, отстоящая на большую секунду от примарного тона
sus4susВместо терцового тона берется кварта
5b5-Вместо квинтового тона берется нота, отстоящая на уменьшенную квинту от примарного тона
5#5+ augВместо квинтового тона берется нота, отстоящая на увеличенную квинту от примарного тона
6 Нота, отстоящая на большую сексту от примарного тона
7 Нота, отстоящая на малую септиму от примарного тона
7#7+Нота, отстоящая на большую септиму от примарного тона
9b9-Нота, отстоящая на малую нону от примарного тона (ч8+м1)
9 Нота, отстоящая на большую нону от примарного тона (ч8+б1)
9#9+Нота, отстоящая на увеличенную нону от примарного тона (ч8+1,5тона)
11b11-Нота, отстоящая на уменьшенную ундециму от примарного тона (ч8+2 тона)
11 Нота, отстоящая на чистую ундециму от примарного тона (ч8+ч4)
11#11+Нота, отстоящая на увеличенную ундециму от примарного тона (ч8+3 тона)
13b13-Нота, отстоящая на малую терцдециму от примарного тона (ч8+4 тона)
13 Нота, отстоящая на большую терцдециму от примарного тона (ч8+б6)
13#13+Нота, отстоящая на увеличенную терцдециму от примарного тона (ч8+5 тонов)

Дополнительные обозначения:

  • Знак «/» означает что после него берется одноименная нота в басу (C/B — это до мажор с басом си).
  • Надпись add означает что к аккорду прибавляется нота, отстоящая на интервал от примарного тона, минуя промежуточные тона. Так без этого обозначения аккорд C9 подразумевает что в нем, помимо ноны, присутствует и септима. В аккорде Cadd9 септима отсутствует.
  • Надпись omit относится к тону, который исключен из аккорда.
  • Обозначение «5» при отсутствии других цифр и знаков альтерации означает квинтаккорд, аккорд состоящий только из примарных и квинтовых тонов либо только из квинты.