Синтетические лады

Какие лады объединяют народную и популярную современную музыку?

До этого мы говорили о диатонических ладах. Диатоника — это натуральный звукоряд (т.е. его звуки можно расположить по чистым квинтам) из семи ступеней: натуральные минор и мажор, а также дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский лады. Интервалы, которые возможны между основными ступенями звукоряда (чистые, большие, малые, некоторые тритоны), также называют диатоническими.

Мажор — это только один из ладов, который можно получить из двенадцатинотного хроматического лада, основанного на обертонах звука. При свободном размещении ступеней на 12-нотном звукоряде получаются синтетические лады. Некоторые из них употребляются чаще других. Наиболее известные из них совпадают с народными ладами и называются по аналогии:

Синтетические семинотные однооктавные лады, как и мажор с минором, состоят из двух четырехнотных групп (тетрахордов) и имеют повторение тоники после седьмой ступени. 

Принцип модов, при котором один лад производит еще семь диатонических ладов (дорийский, лидийский и т.д.) можно применить для любого лада и из любого синтетического лада получить моды.

Целесообразность этих модов определяется тем аккордовым материалом, который выстраивается в диатонике синтетического лада. Характер лада определяется примарным тоническим аккордом и двумя примарными трезвучиями, содержащими характерные для лада ступени или основные краски. Если лад содержит мажорный тетрахор, то характерные ступени находятся на его пределами. Но если лад содержит мажорный тетрахорд, то примарные трезвучия (не тоника) энгармоничны минорным или мажорным трезвучиям. Если таких мажорных или минорных энгармонизмов не существует, то характерные ступени находятся от тоники на увеличенные или уменьшенные интервалы. Остальные аккорды в ладу вторичны и относятся к функциональной группе примарных аккордов. 

Гармонические проблемы в синтетических ладах возникают из-за того, что большинство из них порождают от одного до нескольких трезвучий с уменьшенными или увеличенными терциями, и часто эти трезвучия — примарные. Они часто хроматически преобразуются в одно из базовых оснований: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное. При этом в мелодической линии альтерация не происходит (это нужно для сохранения характера звучания лада). 

Следующий шаг в исследовании гармонических возможностей синтетического лада — рассмотрение отраженного звукоряда. Это дает возможность найти свежий материал для каденций, проходящих оборотов и пр.

Отражение некоторых ладов идентично оригиналу.

Как и в диатонических ладах, лад-основа мелодии и тональный центр могут меняться. Ниже приведен пример где лады мелодии разные, при этом тональный центр один.

Следующий пример — разные лады и разные тональные центры.

Синтетические лады могут быть построены на одинаковых либо разных тетрахордах так, что тоника не повторяется через октаву.

Еще один вид двухоктавых ладов построен на сочетании двух разных однооктавных ладов с общей тоникой. 

Такие лады являются источником сложный аккордовых последовательностей.

В таких ладах сложно писать (поскольку они полимодальны и политональны), поэтому их лучше использовать со сдержанным количеством красок.