Аранжировка для духовых

Концертный строй и ключ

Диапазон и характер звучания

Сводный диапазон инструментов

Общие правила для нижних голосов

Пределы интервалов нижних голосов должны находиться в рамках одной строчки:

В случае когда примарный тон исключается из нижних голосов, интервал между басовым голосом и не исключенным примарным тоном должен укладываться в диапазон одной из строчек: 

Эффекты духовых инструментов

Качество исполнения эффектов диктуется солистом.

Основные эффекты:

  • Шейк. Медные духовые осуществляют трель от основного тона к следующей более высокой ноте или обертону, иногда, для достижения более яркого эффекта, выше. Саксофон и деревянные духовые осуществляют трель к следующей по высоте диатонической или хроматической ноте.
  • Фолл или спилл. Падение от основной ноты к неопределенной ноте внизу. Медные играют плавный спуск через серию обертонов, сглаживая пассаж с помощью наполовину прикрытых клапанов в трубе и слайде в тромбоне. Саксофон и деревянные духовые играют едва касаясь пальцами нисходящий хроматический пассаж. Фолл может быть коротким или длинным.
  • Доит. Также что и фолл, но в противоположном направлении.
  • Связующее глиссандо. Короткий пассаж между двумя разными нотами.
  • Флип или поворот. Играется при переходе с более высокой ноты на низкую. Флип сочетает восходящее глиссандо к соседнему тону или нетемперированному тону с нисходящим глисандо к целевой ноте.
  • Смир или бенд. Играется слайд или бенд к ноте. Движение прямое. 
  • Плоп. Этот прием используется когда надо достичь ноты в среднем или нижнем регистре.  От более высокой ноты, обозначенной как начальная, музыкант стремительно спускается пассажем через лад или обертона к целевой ноте. Для того, чтобы скорость пассажа была высокой, трубачи используют полуприкрытые клапаны, тромбонисты — слайд, а саксофонисты и деревянные духовые играют пальцами диатонический или хроматический лад.
  • Рип. То же что и плоп, но движется вверх. Целевая нота в среднем или верхнем регистре.

Таблица 1. Обозначения штрихов

ТЯЖЕЛЫЙ АКЦЕНТДержится согласно длительности ноты.
ТЯЖЕЛЫЙ АКЦЕНТДержится меньше длительности ноты.
ТЯЖЕЛЫЙ АКЦЕНТБерется тяжело коротко.
СТАККАТОБерется коротко.
ТЕНУТОДержится всю длительность.
ШЕЙКИзменение тона вверх, похожее на трель.
ГУБНАЯ ТРЕЛЬПодобно дрожанию, но медленнее (у духовых — контроль губами).
ШИРОКАЯ ГУБНАЯ ТРЕЛЬТо же самое что губная трель, но медленнее и шире по интервальному расстоянию.
ФЛИП Повышение тона с последующим падением к ноте
БЕНД (СМИР)Слайд к ноте от предыдущей ноты. Нужный тон достигается перед нотой.
ДOИТНота озвучивается, затем следует глиссандо вверх от одной до пяти секунд.
ДУПриглушенный тон.
УАПолный звук — не приглушенный.
КОРОТКОЕ ГЛИССАНДОСлайд к ноте снизу.
ДЛИННОЕ ГЛИССАНДОТоже, что и короткое глиссандо, но длиннее.
КОРОТКОЕ ГЛИССАНДО ВНИЗОбратное короткому глиссандо.
ДЛИННОЕ ГЛИССАНДО ВНИЗОбратное длинному глиссандо.
КОРОТКИЙ ПОДЪЕМХроматический или диатонический подъем по трем нотам к нужной по высоте ноте.
ДЛИННЫЙ ПОДЪЕМТо же, что и короткий подъем, но длиннее.
КОРОТКИЙ СПИЛЛБыстрое диатоническое или хроматическое понижение.
ДЛИННЫЙ СПИЛЛТо же, что и короткий спилл, но длиннее.
ПЛОПБыстрый спуск вниз по аккорду или диатонике до нужной ноты
НЕНОТИРОВАННЫЙ ЗВУК (GHOSTED)Нота с неопределенной частотой.

Иногда в джазе встречаются знакомые по классической музыке обозначения без объяснения значения. Например, мордент в джазе означает вертушку.

  • Морденты (вертушка)

Пример 1

В джазе морденты используются для обрамления ноты аккордовыми тонами. В этом случае, вместо того, чтобы играть четыре шестнадцатых мордента, играется триоль шестнадцатыми и дополняется восьмой, как показано в Примере 2.

Пример 2

  • Быстрые повороты (опевания)

Быстрый поворот — это флип от предыдущей к последующей ноте.

Пример 3

  • Падения

Падения или спиллы (Пример 4) часто встречаются в джазовых нотах. Падения бывают разной длины, которая определяется музыкальным контекстом и тем, что следует за падением. В бэнде никто не должен исполнять падение дольше, чем оно звучит у главной партии. Падения могут быть хроматическими или диатоническими.

Пример 4

  • Обороты «doo-wah»

Обороты «doo-wah» встречаются у духовых в джазовых партитурах любой сложности.

Пример 5

  • Ненотированный звук (Ghosted notes)

Ненотированные звуки используются для подчеркивания звуков, находящихся вокруг них.

Пример 6 

Обычно целевые ноты подчеркиваются аккордом и длинной. А ноты от которых исполняется прием идут без поддержки аккордовыми звуками и короче.

Специфика регармонизации 

В духовой секции очень важна плавность голосоведения. Для его достижения используются приемы регармонизации. 

  1. Хроматический подход (ch) — когда ноты движутся по полутонам к целевой: обычно использует недиатонические ноты. 

Хроматическая регармонизация: каждый голос идет по полутонам к целевой в том же направлении, что и мелодия:

  1. Регармонизация на основе лада и функциональных групп (S). 
  1. Доминантовый подход. Проходящие ноты регармонизуются доминантовым аккордом к целевому. Это работает если проходящая ноты входит в доминанту или надстройки доминанты.
  2. Параллельная регармонизация (ее частный случай — хроматическая). Это — движение всех голосов на тот же интервал, что и солирующий голос. 
  3. Диатоническая регармонизация — каждый голос движется на диатоническую ступень. Лучше подходит для случаев когда мелодия и гармония находятся в диатонике. 
  1. Двойной хроматический подход — две хроматические ноты одинаковой длительности идут в целевую. Движение голосов параллельно и идет по хроматике.
  1. Ненаправленное (indirect) разрешение (функция->функция, хроматика->хроматика, функция->хроматика, хроматика->функция). Две равные по длительности ноты идут в аккордовый целевой звук с разных сторон.

Каждая из таких нот регармонизуется независимо.

Также для аранжировки духовой секции используется ладово аккордовый подход (chord scale) когда в соответствии с аккордом и его функциональной ролью в голосах используются возможные соответствующие надстройки (лады).

Позиционирование инструментов происходит также как и голоса в хоре — от высокого к низкому.

Распределение инструментов по нотоносцам:

  • Альт 1/Флейта
  • Альт 2
  • Тенор 1/Сопрано
  • Баритон/Басовый кларнет
  • Труба 1
  • Труба 2
  • Труба 3/Флюгельхорн
  • Труба 4/Флюгельхорн
  • Тромбон 1
  • Тромбон 2
  • Тромбон 3