Механическое изложение

Мы опустим в этой статье такие простые приемы как введение унисонов, октав, разделение мелодии по партиям, включение контрапунктов и начнем с приема Механического изложения.

Механическое изложение один из самых простых способов записи партитуры для аранжировщика: 

  • все инструменты пишутся в концертном строе;
  • все духовые играют одинаковый ритм;
  • партии не разнесены по нотоносцам — каждый инструмент играет свой голос в из аккорда.

В основном аранжировщик начинает с того что “вешает” аккордовые тона под мелодией? используя несколько стереотипных приемов механического письма. У механического изложения есть четыре способа закрытого и три открытого изложения, которые включают drop 2 (второй сверху голос опускается на октаву вниз, drop 3 (третий сверху голос опускается на октаву вниз), drop 2+4 (соответственно, 2 и 4 голоса опускаются). 

Закрытая позиция

В закрытой позиции ноты мелодии поддерживаются тонами аккордов, идущими от мелодии вниз поочередно. 

Основные принципы:

·         Терцдецимы, ундецимы, ноны, большие и малые септимы используются в порядке убывания так, чтобы самая высокая надстройка была в основном голосе.

·         Все тоны располагаются по порядку вниз от основного голоса. Они должны быть написаны максимально близко друг к другу. 

Открытая позиция

В открытой позиции  тона аккорда идут “через один”. Основная задача открытой позиции — создание педального фона. Её можно использовать и для гармонизации мелодии.

Тона аккордов, если это возможно, не должны повторяться в голосах. Это правило особенно важно соблюдать для самых верхних и нижнего тонов аккордов.

После того как мелодия и голоса расписаны для медной секции, прописывается саксофон (в унисон или октаву), удваивая духовые. Медная секция должна содержать все ноты, характеризующие качество аккордов (мажор, минор и т.д.). Секция саксофонов просто поддерживает медь. 

Удвоение саксофонами партий меди (coupling):

  • константное —если лидирующий саксофон удваивает одну из линий гармонии медный духовых, тогда остальные саксофоны идут ниже него параллельным движением;
  • вариативное  — если лидирующий саксофон выходит за пределы нот одной из медных партий, что часто создает противодвижение меди;
  • секцию саксофона можно сдвигать вниз и вверх по аранжировке — смещение ближе к лидирующей партии меди дает более светлый оркестровый звук, а смещение вниз дает октавное удвоение и более глубокое звучание.

Пошаговый алгоритм константного удвоения 4х4 (constant coupling)

Ниже приведен пример концертного пассажа для четырех медных и четырех саксофонов.

  1. Создание линии солирующей трубы:
  1. Изложение медной секции с выбором закрытой или открытой позиции. В примере показана открытая позиция (drop 2). Нужно избегать секунды с основным голосом. Также нужно следить чтобы партия тромбона не слишком приближалась к остальным голосам.
  1. Определяемся с удвоением. Создание лидирующей партии саксофона-альта. При константном удвоении обычно дублируется вторая или третья трубы. В этом примере — вторая.
  1. Выбираем позицию изложения саксофонов (закрытую или открытую). Для этого внимательно смотрим на нижние интервалы в пассаже. В этом примере выбрана закрытая позиция 4х4.

Вариативное удвоение

Ниже приведен пример вариативного удвоения саксофонов. Удваивается та же партия медных, что и в предыдущем примере. Партия лидирующего саксофона строится на основании 2, 3, и 4 партий медных. Партия саксофонов в закрытой позиции 4х4.  

Константное и вариативное удвоение

Чтобы добавить вариативности в оркестровку, аранжировщик может совместить обе техники.

В приведенном ниже примере альт дублирует вторую трубу в первых двух тактах, а после использует ноты трех труб.

4х4 с полным удвоением

Когда трубы расположены очень низко, секция саксофонов может удваивать все партии в унисон.

Аранжировка для ансамблей 5&5, 7&5, 8&5

Аранжировка для ансамблей большего состава делается по тем же принципам.

Константное удвоение 5&5

В примере удвоение константное.  Лидирующий альт удваивает вторую трубу, медная секция прописана в открытой позиции (drop 2), саксофоны — в закрытой позиции.

Вариативное удвоение 7&5

Лидирующий саксофон прописан по вариативной стратегии с использованием трех нижних голосов. 

Партия лидирующего альта берет свои ноты из трех нижних труб.  Медные духовые прописаны в открытом изложении drop 2. Саксофоны — в закрытом. 

Константное и вариативное удвоение 8&5

Как и в примере 4&4, здесь сочетаются константное и вариативное удвоение. Линия лидирующего альтового саксофона удваивает партию второй трубы в первых двух тактах и трех нижних труб в последних двух. Медный прописаны изложением drop 2, саксофоны — закрытым.

Повторяющиеся ноты

Важно избегать повторяющихся нот в партиях под мелодической. Помимо того что партии с такими нотами содержат меньше движения, такие ноты создают артикуляционные проблемы в быстрых темпах. Особенно в ситуациях, когда мелодия сглаживает проходящие ноты при исполнении.

Редактирование аранжировки для исключения повторяющихся нот

Рассмотрим предыдущие примеры и разберем, что делать чтобы исключить в них повторы.

Ниже приведен такт из примера 5&5. В альтернативной версии повтор убирается путем включения в аккорд пониженной ноны (ноты си бемоль на аккорде A7) вместо повышенной ноны.

Далее в такте 3 из примера 7&5 повторяющаяся фа третьей трубы и третьего тромбона меняется в открытой позиции drop 2 на закрытую.

В третьем такте примера 8 & 5 повторяющаяся ми во втором альте  меняется с ноны на примарный тон. Меняя же закрытую позиция на открытую drop 2 мы можем убрать повторяющуюся фа в четвертой трубе. ПОвтор ноты в четвертом тромбоне избегается через задержание тона соль (одиннадцатая для Dm7).

Пересечение голосов

В отличие от классической гармонии, здесь пересечение голосов — способ избегания повторяющихся нот. Пересечение, в данном случае, уход нижнего голоса выше соседнего верхнего на одну ноту скачком с последующим возвращением. Движение нижнего голоса должно быть не шире секунды чем движение лидирующей партии. Иначе гармоническая партия подголоска отвлечет внимание от мелодии. 

Ниже дан пример исключения повторяющихся нот до в одном из тактов 5&5.Тенора 1 и 2 пересекаются.

Ноты регармонизационного подхода

Один из способов успешной  концертной аранжировки духовых — использование нот регармонизации. 

Ниже дано сравнение голосовок в закрытой позиции.

Ниже в партии включаются диатонические и доминантовые ноты. Для усиления контраста в такте два позиция меняется на открытую с помощью drop 2