В теории модального джаза диатонические моды являются производными от какого-то изначального мажорного лада (в некоторых источниках литературы моды как отдельный термин не употребляются, и входят в понятие «лады«). Стоит заметить, что последний сам является модом под названием ионийский.
Метод составления ладов от изначального заключается в построении модов от его ступеней. Далее в примере показано как в до-мажоре строятся лады: дорийский (II ступ.), фригийский (III), лидийский (IV), миксолидийский (V), аэолийский (VI) и локрийский (VII).
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/3.png?w=1024)
Более подробную информацию о них можно посмотреть в этой статье.
Хроматические моды имеют основание, которое нельзя получить, используя только белые клавиши фортепиано. Например — моды. На примере мелодического до-минора: дорийский (II), лидийский увеличенный (III), миксолидийский #11 (IV), миксолидийский b13 (V), локрийский #2 (#VI), альтерированый (#VII)
Мелодический минор
Структура данного мода содержит два квартаккорда, содержащих повышенную VI и VII ступени и обыгрывает аккорд Cm9(#7)
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0bcd0b5d0bbd0bed0b4d0b8d187d0b5d181d0bad0b8d0b9-d0bcd0b8d0bdd0bed180.png?w=711)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0bcd0b5d0bbd0bed0b4d0b8d187d0b5d181d0bad0b8d0b9-d0bcd0b8d0bdd0bed180-d0bfd180d0b8d0bcd0b5d180-1.png?w=1024)
Дорийский с пониженной второй
Этот лад отличается от обычного пониженной II и повышенной VI ступенями и обыгрывает C13(b9)sus
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d181-d0bfd0bed0bdd0b8d0b6d0b5d0bdd0bdd0bed0b9-d0b2d182d0bed180d0bed0b9.png?w=720)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d181-d0bfd0bed0bdd0b8d0b6d0b5d0bdd0bdd0bed0b9-d0b2d182d0bed180d0bed0b9-d0bfd180d0b8d0bcd0b5d180.png?w=1024)
Локрийский с натуральной второй
Здесь встречаются такие украшения, как пониженная V и натуральная II. Обыгрывает аккорд Cm7(b5)
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/ue4qkdqf3ae.jpg?w=1024)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d181-d0bdd0b0d182d183d180d0b0d0bbd18cd0bdd0bed0b9-d0b2d182d0bed180d0bed0b9-d0bfd180d0b8d0bcd0b5d180.png?w=1024)
Лидийский увеличенный
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0bbd0b8d0b4d0b8d0b9d181d0bad0b8d0b9-d183d0b2d0b5d0bbd0b8d187d0b5d0bdd0bdd18bd0b9.png?w=560)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0bbd0b8d0b4d0b8d0b9d181d0bad0b8d0b9-d183d0b2d0b5d0bbd0b8d187d0b5d0bdd0bdd18bd0b9-d0bfd180d0b8d0bcd0b5d180.png?w=1024)
Миксолидийский #11
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0bcd0b8d0bad181d0bed0bbd0b8d0b4-d0bfd0bed0b2d18bd188d0b5d0bdd0bdd0b0d18f-11-1.png?w=486)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0bcd0b8d0bad181d0bed0bbd0b8d0b4-d0bfd0bed0b2d18bd188d0b5d0bdd0bdd0b0d18f-11-d0bfd180d0b8d0bcd0b5d180.png?w=1024)
Миксолидийский b13
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0bcd0b8d0bad181d0bed0bbd0b8d0b4-d0bfd0bed0bdd0b8d0b6d0b5d0bdd0bdd0b0d18f-13.png?w=538)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0bcd0b8d0bad181d0bed0bbd0b8d0b4-d0bfd0bed0bdd0b8d0b6d0b5d0bdd0bdd0b0d18f-13-d0bfd180d0b8d0bcd0b5d180.png?w=1024)
Альтерированный
Этот лад содержит четыре изменения: повышенную и пониженную нону (9), повышенную ундециму (11) и пониженную терцдециму (13), и обыгрывает Calt
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0b0d0bbd18cd182d0b5d180.png?w=534)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/09/d0b0d0bbd18cd182d0b5d180-d0bfd180d0b8d0bcd0b5d180.png?w=1024)