Функции в ладу

Большая часть современной популярной музыки тональна и функциональна. Чтобы понять, что такое тональность, нужно разобраться с понятиями звукоряд и лад.

Звукоряд в музыке — это ряд звуков (набор звуков в какой-либо последовательности). Лад — это звукоряд, в котором звуки относятся друг у другу определенным образом, т.е. отстоят друг от друга на определённое расстояние и имеют тяготения (являются устойчивыми и неустойчивыми).

Понятия устойчивость и неустойчивость относится к звучанию ступеней. Неустойчивые звучат более напряженно, создают стремление к музыкальному движению. Устойчивые создают ощущение стабильной точки.

Тональность в музыке означает звукоряд с тональным центром, который является отправной точкой для всех аккордовых и мелодических кусков.

Тональный центр — это характерное для тональности отношение неустойчивых звуков или аккордов к устойчивым. Самым главным тяготением в тональности является тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой тяготеют все остальные. Лад называется по имени тоники. 

Если ноты в ладу выстроить в порядке их названий начиная с тоники и пронумеровать, то мы получим ступени лада.

Наиболее распространенные лады — это натуральный мажор, натуральный и гармонический миноры. Они отличаются по расстоянию между ступенями.

Натуральный до мажор

Зная алгоритм построения лада, можно построить его от любой ноты. Например, мы хотим построить лад натурального минора от ноты «ре». Мы знаем что расстояние между ступенями в натуральном мажоре — тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Если мы возьмем ноту «ре» и от неё отсчитаем клавиши по этим расстояниям, то получим лад.

Ступени в ладу могут быть устойчивыми/неустойчивыми:

Ступени I, III, V — наиболее устойчивые (первая — самая устойчивая). У них нет тенденции к движению.

Неустойчивые ступени:

  • IV ступень имеет сильное тяготение к третьей
  • VII к первой
  • II к первой
  • VI к пятой

При этом в современной музыке наиболее сильными тяготениями считаются — VII->I и IV->III (в отличие от классической музыки, где тяготение второй ступени в первую было сильнее тяготения четвертой в третью).

У неустойчивых ступеней есть и альтернативы, куда разрешаться:

  • II ступень может разрешиться в III
  • IV ступень может разрешиться в V

Также есть ступени, которые разрешаются с помощью проходящих звуков:

  • VI может разрешиться в I, пройдя через VII
  • VII может разрешиться в V, пройдя через VI

Лад До-мажора. Закрашены неустойчивые звуки

На любой ступени лада можно построить аккорд состоящий из нот лада (если брать их через одну, то получится аккорд терцового строения. Эти аккорды, как и ступени в ладу, имеют взаимоотношения (функции аккордов в ладу). Если классическая музыка в основном оперировала трезвучиями (аккордами, состоящими из трех разных нот), то с приходом джаза стали широко использоваться четырёхзвучные аккорды. Дальше мы будем общаться с ними. 

В тональности есть три основных функции — это тоника (T), доминанта (D) и субдоминанта (S). Эти функции имеют разные отношения к тональному центру. 

Тоника — это функция, создающая ощущению стабильной точки.

Основные тоники в мажоре — это Imaj7 и Imaj6.

Субдоминанта — это уход от тоники, либо подготовка доминанты.

Основные субдоминанты в мажоре — это IVmaj7 и IV6.

Доминанта — движение к тонике, ожидание разрешения, наибольшее напряжение.

Основная доминанта в мажоре — V7. Также часто используется вариация V7sus4.

Остальные аккорды, которые можно получить из ступеней тональности будут относиться функционально к одной из трех групп: тоникам, субдоминантам или доминантам. Принадлежность определяется по наличию общих нот в составе аккорда.

С течением времени какие-то аккорды стали более употребимы в качестве одной из функций, какие-то — менее.

К группе тоник относятся аккорды VI и III ступеней

 

Тоническая группа в до мажоре

К группе субдоминант относится аккорд II ступени:

Группа субдоминант в домажоре

В классической музыке к группе доминант относили и аккорд седьмой ступени мажора, но в современной музыке он не употребляется в этой роли, а заменяется альтерированным (dim на VII ступени).

Подводя итог, функциональные группы в натуральном мажоре выглядят следующим образом:

  • Тоническая: Imaj7, VI-7, III-7
  • Группа субдоминант: IVmaj7 и II-7
  • Доминанты: V7 или V7sus4, VIIdim
Изложение аккордов на фортепиано с примарным тоном в басу и вторым обращением в правой руке

В зависимости от характера движения голосов, аккорды могут выполнять разные роли. 

Их роли в гармонической последовательности:

1) Прогрессия (движение вперед)

Такая прогрессия возникает при увеличении количества диссонанса в аккордах, стремящегося разрешиться в тонику. Пример такой прогрессии: T-S-D (Cmaj-Fmaj-G7 в до мажоре)

2) Пролонгация (вариация окраса внутри одной функциональной группы)

Прогрессия, при которой аккорды находятся в одной функциональной группе и располагаются по принципу увеличения диссонирующих с тоникой звуков. Пример: T-TVI-TIII (Cmaj-Am7-Em7 в до мажоре)

3) Ретрогрессия — уменьшение напряжения

Прогрессия в которой диссонанс уменьшается. Например, D-S-T (G7-Fmaj-Cmaj в до мажоре)

4) Разрешение

Разрешение в тонику. Пример: D-T (G7-Cmaj в до мажоре) или S-T (Fmaj-Cmaj в до мажоре)