Гармонизация неаккордовых звуков

К аккордовым звукам относятся: основные тона аккорда (примарный, терцовый, квинтовый), надстройки, альтерации основных тонов или надстроек. Все остальные звуки относятся к неаккордовым, т.е. неаккордовые ноты — те, которые нельзя включить в состав аккорда.

Виды неаккордовых звуков:

  • Проходящие ноты связывают соседние тона аккорда мелодически или хроматически:
  • Соседние ноты хроматически или диатонически следуют в тона аккорда после скачка:
  • Вспомогательные ноты связывают хроматически или диатонически одинаковые аккордовые тона:
  • Переменные ноты диатонически или хроматически сверху и снизу следуют в аккордовый тон, связывая предыдущий и последующий:
  • Реверсивные соседние ноты — тон или тона хроматически или диатонически следующие после аккордового тона к скачку:
  • Беглые ноты — тон или тона которые не входят в аккорд и не связаны ни с предыдущей нотой мелодии, ни с последующей:
  • Блюзовые ноты — альтерации аккордовых тонов, не связанные ни с предыдущей, ни с последующей аккордовой нотой мелодии. К блюзовым нотам относятся:
  1. минорный терцовый тон в большом мажорном или доминантовом аккорде;
  2. пониженный квинтовый тон в большом и малом мажорном, минорном аккордах;
  3. малая септима в большом мажорном или минорном аккордах;
  4. малая секста в большом и малом мажорных и минорном аккордах.

Для гармонизации неаккордовых нот обычно используют следующие промежуточные аккорды

АккордГармонизация неаккордового звука
Мажор* Dim, строящийся на малую секунду ниже примарного тона.
* Малый уменьшенный аккорд, строящийся на малую секунду ниже примарного тона.
* Малый минорный и минорный аккорды, строящиеся на чистую кварту вверх от примарного тона.
* Малый уменьшенный и малый минорный аккорды, строящиеся на большую секунду ниже примарного тона.
* Dim, строящийся на примарном тоне.
Минор* Малый минорный и минорный аккорды, строящиеся на чистую кварту выше примарного тона.
* Dim, строящийся на малую секунду ниже примарного тона.
* Малый уменьшенный аккорд, строящийся на большую секунду ниже примарного тона.
* Dim, строящийся на примарном тоне.
* Большой мажорный аккорд, строящийся на малую секунду выше примарного тона.
Малый минорный* Минорный и малый минорный аккорды, строящиеся на чистую кварту выше примарного тона.
* Dim, строящийся на малую секунду ниже примарного тона.
* Dim, строящийся на примарном тоне.
* Большой мажорный, строящийся на малую секунду выше примарного тона.
Доминантовый (малый мажорный)Единственный неаккордовый звук — большая септима. Однако ундецима часто гармонизируется как неаккордовый звук.
* Малый минорный аккорд, строящийся на чистую квинту выше от примарного тона.
* Большой мажорный, минорный и малый минорный аккорды, строящиеся на чистую кварту выше примарного тона. Dim, строящийся от примарного тона.
Малый уменьшенный* Dim, строящийся на малую секунду ниже примарного тона. Dim, строящийся от примарного тона.

Иногда имеет смысл гармонизовать аккордовые звуки как неаккордовые

Это целесообразно делать по двум причинам:

  • Для обогащения гармонически скучного пассажа.
  • Для того чтобы было четыре разных тона в голосах (что важно для закрытой позиции).

Прежде чем гармонизовать аккордовый звук как неаккордовый, нужно убедиться, что он удовлетворяет следующим характеристикам:

  • Он отстоит на большую или малую секунду от предыдущего аккордового звука.
  • Он менее важен с точки зрения гармонии, стоять на более слабом времени, на него не приходится акцент.

Далее описаны наиболее применяемые способы гармонизации аккордовых звуков в качестве неаккордовых

 АккордГармонизация неаккордового звука
Большой мажорный* Малый минорный аккорд, строящийся на большую терцию выше примарного тона.
Минорный* Доминантовый аккорд (без альтерированной ноны), строящийся на чистую кварту выше примарного тона.
Малый минорный* Малый минорный аккорд, строящийся на чистую кварту выше примарного тона.
* Доминантовый аккорд, строящийся на чистую кварту выше примарного тона.  
Доминантовый аккорд* Минорный аккорд, строящийся на малую секунду выше примарного тона.
* Минорный и малый уменьшенный аккорды, строящиеся на чистую квинту выше примарного тона.