Квартовое изложение, upper structure, кластеры

Квартовое изложение

В отличие от механического изложения, где основной интервал аккорда — терция, в этом способе изложения основа — кварты, верхние трезвучия (upper structure triads), кластеры (аккорды, в которых основной интервал — секунда). 

Квартовое изложение строится от мелодии вниз с использованием нот из аккордо-ладовой теории выстроенных квартами. Если примарные тона аккордов выходят за пределы диапазона нижних голосов, можно вместо них использовать 3, 6 и 7 тона аккордов.

Из-за того что квартаккоды занимают большой диапазон, нужно следить чтобы партия верхней трубы располагалась так высоко, чтобы нижние ноты не вышли за пределы контролируемого диапазона нижней трубы.

Ниже приведены диапазоны лидирующей трубы для разных по размеру духовых секций:

Пример концертного изложения с использованием квартаккордов для секции 4&4

Изложение верхними трезвучиями (upper structure)

Звучание аккордов с верхними трезвучиями сложное — в нем слышен и основной аккорд и аккорд, который “надстраивается” над основным. Обычно верхние трезвучия — мажорные или минорные.

Увеличенные трезвучия используются поверх доминантовых септаккордов (на основании Лидийского b7 лада или целотонного). Уменьшенные трезвучия надстраиваются на уменьшенных аккордах и доминантовых септаккордах на основании гаммы тон/полутон. 

Обычно верхнее трезвучие содержит как минимум одну надстройку основного аккорда. Чем больше надстроек в верхнем трезвучие, тем богаче оно звучит. Также в нем могут использоваться удвоения.

Порядок создания шестиголосного изложения с использованием верхних трезвучий:

  1. Проанализировать функции аккордов и подобрать соответствующие им лады.

Например:

Этот аккорд является II-7 в до мажоре и обыгрывается дорийским ладом.

  1. Вычислить доступные трезвучия из лада, в мелодию поместить 1, 3 или 5 тона мажорного или минорного трезвучия в закрытой позиции.
  1. Выбрать верхнее трезвучие, которое содержит хотя бы одну надстройку аккорда. 
  1. Поддержать верхнее трезвучие основным трезвучием (1,3, 5 или 7 аккорда).
  1. Для слитности звучания, верхнее трезвучие не удаляется от основной ноты и основного аккорда дальше октавы, и отстоит не меньше чем на терцию. 

Пример верхних трезвучий для секции 4&4

В секции 4&4 три трубы играют верхние трезвучия в закрытой позиции.  Тромбоны — поддержку основного аккорда (тона 3,7 или 6  секстаккорде). В зависимости от диапазона лидера и желаемого эффекта,  саксофоны добавляют верхнее или нижнее изложение, удваивают унисоном или октавами. В качестве альтернативы, у саксофонов может быть распределенное изложение. Для простоты интерпретации аккордов, используется дробная форма записи с двумя аккордовыми символами: верхним трезвучием сверху и основным аккордом снизу.

Предлагаемый диапазон лидирующей трубы:

Изложение кластерами

Кластерное изложение очень густое и диссонирующее. Превалирующий интервал в нем – секунды. Малые секунды вносят больше диссонанса, чем большие.

Основное при этом изложении – выписать секцию медных духовых секундами , используя подходящий лад в подходящих диапазонах. Саксофоны добавляются, удваивая ноты медных,  либо прописываются еще ниже секундами для создания большей глубины. В основном кластеры не больше октавы.

Когда кластерами расписывают мелодию, то между двумя верхними голосами оставляют интервал в терцию или кварту для того, чтобы мелодическая линия звучала яснее.

Кластеры можно использовать в качестве контрапунктов мелодии. В примере ниже саксофоны играют мелодическую линию с октавным удвоением, а приглушенные медные духовые отвечают контрапунктами, выписанными кластерами.