Хроматические лады

Лады как источник структуры аккордов

Аккорд, построенный по терциям, можно представить в виде лада-гаммы. Верно и обратное — из каждого лада можно получить аккорд с надстройками, если брать ноты лада через одну ступень.   

Лад тональности влияет на структуру аккордов в ней. Но и наоборот. Лады могут быть источником новых красок для аккордов. Помимо основного аккорда с его надстроек, лады дают информацию о трезвучиях, получающихся в аккордах состоящих из четырех и более нот, и находящихся сверху основания. Такие трезвучия называются upper structure и играют важную роль в выборе расположения голосов аккорды при аранжировке. Также употребления таких аккордов в качестве замены других функций усиливает краски лада.

Лады и соответствующие им аккорды можно разделить на категории: мажорные, минорные, доминантовые, доминантовые sus, проходящие.

Мажорные лады

Возможные гармонические функции — субдоминанта и тоника

К мажорным ладам относятся: ионийский, лидийский и лидийский увеличенный.

Минорные лады

Возможные гармонические функции — субдоминанта и тоника.

К минорной категории ладов относятся: мелодический минор, эолийский и дорийский.

В качестве субдоминанты могут употребляться только аккорды min7, min9 и min11.

Доминантовые лады

Возможная гармоническая функция — доминанта.

К доминантовым ладам относятся: миксолидийский, миксолидийский #11, миксолидийский b13.

В миксолидийском ладу следует избегать четвертой ступени.

Структура миксолидийского #11 лада полностью соответствует натуральному обертоновому ряду. 

Доминантовые sus лады

Возможные гармонические функции — доминанта, субдоминанты, тоника.

К этой категории ладов относятся: миксолидийский, миксолидийский b13, фригийский и дорийский b2. 

Проходящие лады

Возможные гармонические функции — субдоминанта и доминанта.

К этой категории относятся: дорийский, локрийский и локрийский с натуральной второй.