РЕФЕРЕНС к Теме 3. Золотая секвенция

Большая часть Джазовой музыки тональна (исключение – Фри-джаз). Самые распространенные гармонические обороты в ней основаны на кварто-квинтовых отношениях между аккордами. Часть этих оборотов строится на основании “золотой секвенции” – движения аккордов, при котором следующий аккорд отстоит от предыдущего на диатоническую квинту. При этом движении аккорды как будто движутся по кругу, возвращаясь к отправной точке через определенное количество шагов.

Если эту секвенцию написать в натуральном мажоре, то мы получим следующую последовательность ступеней:

Цикличность «золотой секвенции» делает ее удобным инструментом для модуляции. От любого аккорда этой секвенции, который по основанию может быть тоникой (все, кроме малого уменьшенного) можно дойти до другого такого же аккорда по кругу. 

Например, мы может перейти от до мажорной тоники в ми минор, используя последовательность:

Cmaj7->Fmaj7->B7(5-)->Em7

Либо, находясь в тональности ре минор, можем через до мажорную секвенцию перейти в фа мажор:

Dm7->G7->Cmaj7->Fmaj7

NB В музыкальных инструментах основной вид аккорда встречается редко. Часто используются обращения. Обращение – это перенесение нижнего звука аккорда на октаву вверх относительно основного вида. 

При игре на фортепиано есть устоявшаяся аппликатура для “золотой секвенции”, в которой используется второе обращение септаккордов.

Золотая секвенция служит источником двух наиболее распространенных последовательностей в джазе.

Это последовательность II-V-I – самый распространенный гармонический ход и VI-II-V-I – “вертушка” она же turnaround. Вертушка используется обычно в конце джазовых стандартов как место для финальной импровизации. Когда на повторяющийся гармонический оборот солист играет/допевает финал произведения.