Полифония

Напоминалка:

Полифония — многоголосие, основанное на одновременном звучании двух и более мелодических линий, “ансамбль мелоди”. В чистом виде это — гомофоническая структура, но на практике чаще присутствует смесь — гомофонно-полифонический или аккордово-полифонический.

Виды полифонии:

  1. Имитационная — в разных голосах звучит одна и та же мелодия
  1. Разнотемная — сочетаются разные темы (напевы)
  1. Гетерофония — одновременно звучат разные варианты одной мелодии
  1. Народное многоголосия — подголосочная полифония. Свойства: разное число голосов, одноголосный запев “зачин” и многоголосный его подхват, слияние голосов в унисон, “расщепление” унисона, терцовые вторы, унисонность каденций.

При анализе полифонического произведения рассматривают:

  • тематизм,
  • ладовую систему,
  • концепцию вертикали,
  • конйепцию формообразования,
  • фактуру или формы фактуры.

Из истории

Ранний период — Ars antiqua относятся к произведениям Западной христианской церкви (первые упоминания в седьмом веке, сохранившиеся манускрипты от девятого века). Особенность этого периода — отсутствие ритмической нотации. Из-за необходимости регулировать вертикальное сочетание голосов были сформированы ритмические модусы.

Органум — одно из явлений этой эпохи. Основан на хоралах и является его многоголосной интерпретацией. Ладовая система органумов основана на восьми григорианских ладах одноголосного пения. Голоса строго параллельны (в поздних версиях есть мелизматика), интервалы квинта и кварта.

Пример позднего органума — Perotin — Organum quadruplum «Sederunt principes

Виды органума:

Мотет — жанр полифонии тринадцатого века. Проиходит от  корня mot, в переводе означающего “слово”. В этом жанре сочетаются напевы, с сохранением слов (в том числе языка, на котором они написаны). Это — прообраз многотемной полифонии. Изначально в качестве кантусов (сочетающихся тем) использовались григореанские хоралы. Позже — светские напевы. С точки зрения духовной философии “многоярусность” композиции было метафорой Вселенной.

Montpellier Codex — Motet : Puisque bele dame m’eime 

В связи с усложнением музыкального языка начало формироваться и понятие композиции (от латинского составной, сложенный, искусно построенный).

Рондель — трехголосная форма полифонии, появившаяся в тринадцатом веке и основанная на “обмене” голосов. 

Название происходит от французского слова круглый. Голоса в форма меняются “колесообразно” по одной из двух схем:

  1. Верхний голос перемещается в средний, затем в нижний (остальные голоса смещаются вверх),
  2. Нижний голос перемещается в верхний etc

ПРи этом высота звучания голосов не меняются.

Рота — разновидность ронделя.ю где голоса вступают поочередно.

 “Летний канон” — разновидность ронделя. “Летний канон” — шестиголосная пьеса, сочетающая принцип ронделя в двух нижних голосах, а в верхних — принцип роты.

Запись летнего канона весьма специфическая: нижние голоса выписаны отдельно, верхние же одной линией мелодии, где обозначены места для вступления других голосов. 

Расшифровка летнего канона

Полифония строгого стиля

Полифония строгого стиля появилась в эпоху Ренессанса (пятнадцатый-шестнадцатый века).

Жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, позже — мадригал и инструментальные ричеркары, канцоны, фантазии, токкаты.

Полифония строгого стиля все еще основана на cantus prius factus и системе восьми григорианских ладов (в шестнадцатом веке расширена до 12), также остаются от предыдущих эпох композиция и составление многоголосия из интервальных пар. В качестве новшества появляется новый интервальный состав вертикали.

Вертикаль в ПСП.

Совершенные консонансы (октава, квинта, кварта) теперь применяются в основном в начальных и заключительных моментах композиции или во внутренних цезурах (в современном понимании — каденциях). Появляются несовершенные консонансы (терции, сексты и их производные).

Диссонансы строго регламентируются (проходящий и вспомогательный диссонансы могут появляться только на метрически слабых долях, задержание — на сильной и относительно сильной доле). Исключается свободное применение диссонансов (секунд, септим, нон, а в двухголосиях — кварт).

Диссонанс должен отвечать следующим правилам:

быть приготовленным (до этого присутствовать в качестве консонанса) и должен разрешаться. Два диссонанса подряд в одной паре голосов запрещаются.

https://www.youtube.com/watch?v=F4_t6UvEeac&ab_channel=mracquaefuoco (месса построена на основе григореанского хорала).

Каноны в ПСП развиваются, появляются: двойные, тройные, четверные, зеркальные (вертикально-инверсионные и ракоходные), пропорциональные и т.д.

Полифония свободного стиля

Свободный стиль повился в семнадцатом века и просуществовал до первой половины восемнадцатого. Он развивался в эпоху барокко и эстетика этой эпохи: во главе угла концепция — musica poetica с опорой на ораторское слово. Музыкальная форма развивается — характерна трехчастность или многочастность. Появляются формы с разделом экспонирования. 

С развитием оперы появляется гомофонно-гармонический склад фактуры. Устанавливается система генерал-баса. Развивается инструментальная форма и появляется виртуозный концертирующий стиль: в контексте стиля появляются новые ритмические и мелодические фигуры — мелкие длительности и скачки. 

В вертикали образуется мажорно-минорная ладовая система (включающая в себя хроматизмы). Появилась форма — хроматические фантазии, ричеркары и объединенные жанры.

Гармоническая вертикаль допускает свободное введение диссонансов (септим и секунд) с их последующим плавным разрешением. Диссонанс может быть неподготовленным.

Полифония в новейшей музыке

Авангард в музыке двадцатого столетия имел две волны: с начала до середины века (П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайделина) и с сороковых до конец шестидесятых годов (А. Веберн, А. Шёнберг).

Авангард, серийная музыка, пространственные представления

Представление музыки в виде линий (линия мелодии, вертикаль) развивалось вместе с музыкой. Это можно увидеть на иллюстрации И. Стравинского

(григореанский хорал, средневековая полифония, Бах, Вагнер, Веберн, Веберн, сериалисты, Стравинский)

У Веберна (представитель первой волны авангарда) исчезает мелодическая линейность. Возникает неопределенность голосовой структуры. Пример — фрагмент песни А. Веберна

Схема распределения двойного канона по партиям:

Пропоста I, начинает труба (Tromplete), затем переходит последовательно к флейте, кларнету и так далее (прямая линия).

Рипоста I в инверсии начинается кларнетом и переходит к трубе, скрипке (Geige) и т.д. (пукнктирная линия).

Пропоста II, исполняется голосом (Gesang) — утолщенная прямая.

Рипоста II в инверсии (скрипка, арфа, флейта и т.д.) — утолщенная ломаная линия.

Мелодическая линия в рипостах канона у Веберна часто искривляется. (пример — Вторая кантата Веберна op. 31 VI часть).

Также у него встречается “светывание” линий канона

Серийной композиции в современной музыке свойственна многоплановость структуры. Например, у Веберна она проявляется в возникновении “серийных нитей” окаймляющих его пуантилистические композиции. В одновременном изложении бывает несколько таких нитей, называемых “колеями”.

Ниже серийная диспозиция Симфонии op 21 Веберна (первая часть)

Сложный контрапункт

Контрапункт — одновременное сочетание двух и более мелодий в голосах.

Принципы контрапунктирования

Полифоническое контрапункирование включает: ритмическое, мелодическое и звуковысотное соотнесение голосов.

Ритмическое соотнесение голосов — контраст ритмических рисунков в одновременно звучащих голосах. Осуществляется по принципу комплементарной (дополняющей) ритмики: оживленность движения в одном из голосов вызывает его замедление в другом и наоборот.Важно чтобы акценты в разных голосах не совпадали. 

Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное).

Контраст в мелодике:

направление мелодического движения (противоположное или косвенное голосоведение, параллельное движение голосов сводится к минимуму);

типы мелодического движения (плавное — скачкообразное);

звукорядный состав (диатоника — хроматика);

контрастность характера (жанровый “наклонений”, музыкально-ритолрических фигур);

неодновременность звуковысотных кульминаций, каденций, неодновременное вступление голосов.

Звуковысотное (гармоническое) соотнесение голосов основано на представлении о сочетании по вертикали как о наборе консонансных и диссонансных интервалов. 

Простой и сложный контрапункт

Сложный контрапункт — соединение мелодий, которое при повторении дается с тем или иным изменением исходных соотношений..

Простой контрапункт — сочетания, не обладающее возможностью новых контрапунктических комбинаций.

Первоначальное соединение — исходное сочетание мелодий. Производное соединение — новая комбинация из тех же мелодий.

Виды сложного контрапункта

Прямые и противоположные перестановки

Вертикально подвижной контрапункт основан на перемещении контрапунктирующих мелодий на гармонический интервал. Высота между голосами меняется. Прямые перестановки — это сближение или удаление голосов относительно друг друга без обмена партиями (верхний остается верхний, нижний — нижним). Противоположный контрапункт — голоса меняются местами. 

Пример противоположного контрапункта:

Пример прямой перестановки (интервал может быть любой)

При перестановке важно следить за обращением интервалов. Чтобы консонансы не стали диссонансами и наоборот.

В двойном (два голоса) контрапункте наименьшие ограничения создает перестановка на октаву (интервалы сохраняют свое качество). Исключение в этом случае — кварта, которая при обращении дает квинту (при этом применение двух кварт подряд даст параллельные квинты, что недопустимо).

Вертикальные перестановки в многоголосии (больше трех голосов)

Наиболее распространенный вид многоголосных вертикальных перестановок — тройной контрапункт.

Пример тройного контрапункта —фрагмент трехголосной инвенции Баха f-moll (Симфония №9)

Четверной контрапункт также применяется, но реже. Пятерной контрапункт почти не встречается в классической музыке. Уникальный образец пятерного контрапункта в коде симфонии “Юпитер” В. А. Моцарта. 

Его схема:

Горизонтально-подвижной контрапункт

Это контрапункт  с  изменением расстояния между вступлениями контрапунктирующих мелодий

В производном соединении одна из мелодий или обе перемещаются по горизонтали вперед или назад по сравнению с первоначальным сочетанием.

Контрапункты, допускающие удвоение

Этот вид близок вертикально-подвижному контрапункту. В нем удваивается голос на терцию, сексту или дециму. Пример — фуга И. С. Баха g-moll II.

Обратимый контрапункт

Этот вид контрапункта основан на преобразовании мелодии.

Виды преобразований мелодии:

Инверсия —— воспроизведение мелодии с изменением направления каждого из ее интервалов.

Ракоход — воспроизведении мелодии от конца к началу

Ракоходная инверсия — сочетание инверсии и ракохода.

В зависимости от способа преобразования мелодий различают контрапункты:

основанные на инверсии (или зеркальный); 

ракоходный;

сочетающий признаки и того и другого — ракоходно-инверсионный или вдвойне-обратимый.

Зеркальный контрапункт

Это самый распространенный вид обратимого контрапункта.  Голоса в этом виде контрапункта симметрично меняются местами (противоположная перестановка). При этом мелодия каждого голоса представляется в перевернутом виде (инверсии).

Его особенность — неизменность интервального соотношения между голосами в первоначальном и производном соединениях. Часто этот контрапункт сочетается с вертикально-подвижным, тогда интервальное расстояние меняется.

Пример зеркального контрапункта — Фуга C-dur I И. С. Баха

Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт.

Наибольшее распространение — в музыке XX века (Хиндемит “Ludus tonalis” Fuga in F).

Контрапункт с ритмическим преобразованием

К ритмическим преобразованиям относятся: увеличение, уменьшение, изменение метра.

Увеличение — воспроизведение мелодии длительностями большими, нежели в ее первоначальном изложении.

Уменьшение, соответственно, — воспроизведение мелодии длительностями меньшими, чем в первоначальном изложении.

Имитационная полифония. Канон.

Имитация — проведение одной и той же мелодии разными голосами:

  • пропоста — начинающий голос;
  • рипоста — имитирующий;
  • противосложение — контрапункт к имитирующему голосу.

Виды имитаций

  • По длительности имитирования: простая — воспроизводится часть имитируемого голоса без противосложения, каноническая — длительное непрерывное имитирования включая противосложение.
  • По точности имитации — строгие и свободные имитации. Строгие сохраняют ритмическим и интервальный состав темы.
  • По мелодико-ритмическим параметрам: ритмическая имитация — имитирование только ритмического рисунка тема, звуковысотная имитация — имитироватия звуковысотности без сохранения ритма.
  • Имитация с преобразованием — в инверсии, ракоходе, ракоходной инверсии, в ритмическом увеличении или уменьшении.
  • Количество пропост — однотемные, двойные, тройные и т.д.

Канон как вид имитации бывает строгим и свободным (с переменными показателями имитирования).