Хроматизмы в доминантах

Звукоряд, из которого построено музыкальное произведение (или фрагмент музыкального произведения), написанного в одной тональности, не обязательно ограничивается семью нотами. Далее мы рассмотрим способы расширения этого звукоряда при использовании хроматизмов в доминантах.

NB Хроматизмы в музыке — ноты, выходящие за пределы лада (в данном случае — диатоники мажора). Хроматизмы усиливают тягу к разрешению так как сильнее диссонируют с устойчивыми ступенями. 

 

ВТОРИЧНАЯ (ПОБОЧНАЯ) ДОМИНАНТА

Вторичная доминанта — это аккорд, создающий ожидание разрешения в последующий аккорд (НЕ I ступени), примарный тон (в англоязычной литературе — root) которого находится на квинту ниже примарного вторичной доминанты. Другими словами, вторичная доминанта относится к следующему аккорду как доминанта к тонике.

По форме это — доминантовый аккорд, т.е. мажорный аккорд с надстройкой в малую септиму (также можно встречать альтерированные формы аккордов, характерные для доминанты: sus4, #5 и т.д.).

NB Аккорд, в который разрешается вторичная доминанта — целевой аккорд.

Обозначается как V7/ступень, на которой строится целевой аккорд

V7/II = VI7 вместо VIm7

V7/III = VII7 вместо VIIm7b5

V7/IV = I7 вместо IMaj7

V7/V = II7 вместо IIm7

V7/VI = III7 вместо IIm-7

В натуральном мажоре вторичную доминанту можно построить к любой ступени кроме седьмой. Седьмая является исключением по двум причинам:

  • диатонический аккорд на этой ступени является уменьшенным и, соответственно, в него нельзя разрешиться «как в тонику»;
  • для того чтобы построить вторичную доминанту к нему нужно альтерировать примарный тон новой доминанты (четвертую ступень исходной тональности), при этом все три ноты основания нового аккорда будут выходить за пределы диатоники.

Поскольку при использовании вторичных доминант в ладу появляются альтерации, то мелодическая линия или соло партия также видоизменяются. Их проще строить, опираясь на лады, которые строятся от примарного тона обыгрываемого аккорда. Источником таких ладов является тональность, в которой вторичные доминанты используются. Ступени, которые являются аккордовыми звуками (III, V, VII), в случае несовпадения в нотами лада-источника, альтерируются.

Лады вторичной доминанты

ОБМАНЧИВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ ДОМИНАНТЫ

Обманчивым разрешением называется такое разрешение аккорда, при котором он приходит не в ожидаемый аккорд, а в его замену. Простой пример такого разрешения — V7 в VI- вместо Imaj. В случае вторичных доминант этот ход также возможен, если целевой аккорд находится в том месте, где метрически ожидалось разрешение.

РАСЩЕПЛЕННОЕ ЯДРО ДОМИНАНТЫ (СВЯЗАННЫЕ ВТОРЫЕ Related II)

Связанные вторые или расщепленное ядро доминанты — это когда вторичной доминанте предшествует аккорд, являющийся второй ступенью тональности, в которой целевой аккорд является тоникой.

NB В одноименных натуральных мажоре и миноре функцию доминанты выполняет один и тот же мажорный септаккорд. В случае натурального минора, он выходит за пределы диатоники. Но создает большее напряжение и употребляется в таком качестве исторически.

Поскольку один и тот же аккорд может являться доминантой и в мажорной тональности, и в одноименной минорной, — у нас есть выбор, какую вторую использовать.

Выбор, какой связный аккорд брать, зависит от качества целевого аккорд, в который разрешается побочная доминанта. Если целевой аккорд минорный, то логичнее звучит минорный источник, если мажорный, — то мажорный источник. Но это правило можно нарушать для усиления неожиданности звучания используемой связанной второй.

Связанные вторые в натуральном мажоре:

K V7/II: III-7 

K V7/III: #IV—7b5

К V7/IV: V-7

K V7/V: VI-7

K V7/VI: VII-7b5

Например:

В гармонической последовательности в до мажоре аккорду Fmaj предшествовал аккорд Cmaj Его для усиления движения заменили вторичной доминантой C7. Аккорд C7 — это доминанта в тональностях фа мажор и фа минор. Мы можем перед ним поставить связанный второй аккорд, — Gm7.

РАСШИРЕННАЯ ЛИНИЯ ДОМИНАНТ ( Extended Dominant )

Создаёт долгое ожидание разрешения.

Последовательность из 3 и более доминант, начинающаяся на сильное гармоническое время (s). Руты аккордов находятся в последовательности на расстоянии чистой квинты (движение вниз).

F#7-B7-E7-A7-D7-G7-CMaj7

ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА ДОМИНАНТЫ ( Substitute Dominant)

Тритоновая замена — это когда доминантовый аккорд заменяется другим доминантовым аккордом, рут (примарный тон) которого располагается на тритон выше.

Любой доминантовый аккорд (пятой ступени, вторичный или расширенный) могут быть заменены на тритоновую доминанту.

Тритоновая замена:

  • обогащает мелодическую линию
  • создаёт хроматическую линию баса

Тритоновые замены в натуральном мажоре:

SubV/II = III-7

SubV/III = IV7

SubV/IV = V-7

SubV/V = VI-7

SubV/VI = VII-7b5

Расщепление ядра доминанты также применимо и к тритоновым заменам доминант.

В случае тритоновой замены, связанная вторая берется в диатоники замены.

Лады тритоновой замены, являющиеся источником для мелодических линий и линий соло, формируются по той же логике, что и лады вторичных доминант. Однако поскольку тритоновые замены уходят еще дальше от лада тональности, в них появляются дополнительные ноты (в ладах тритоновой замены четвертой и пятой ступеней) в тех местах, где диссонанс с аккордовыми звуками замены был бы слишком сильным.