#IV и тоника
Четвертая натуральная ступень в натуральном мажоре берется редко из-за сильного диссонанса с устойчивой третьей ступенью. Чаще она берется или проходящей (не удерживается и не извлекается вместе с аккордом), либо повышается на полтона (#IV).
В качестве ундецимы в надстройке тоники также используется повышенная четвертая ступень:
IV ступень доминантового лада
При обыгрывании доминантового аккорда пятой ступени также стоит избегать натуральной IV ступени доминантового лада.
Как и в случае с тоникой мажора, ее стоит брать проходящей либо повышать с ладу и в надстройке.
Другой способ “облагораживания” это ступени и надстройки — доминантовый задержанный аккорд (sus или sus4). Здесь для избегания диссонанса с терцовым тоном аккорда этот терцовый тон заменяется на задержанную кварту (например, аккорд Gsus до мажоре). Такой аккорд будет обыгрываться миксолидийским ладом (ладом доминанты).
Доминантовы sus аккорд может использоваться перед доминантой. Кварта этого аккорда будет разрешаться в терцовый тон следующего.
Также sus аккорд может использоваться перед тоникой вместо стандартной доминанты. В музыке, гармония которой изобилует надстройками, терцовый тон в аккорде может сохраняться вместе с квартовым.
В джазе расположение голосов в sus аккорде часто такого, что терция аккорда располагается над квартой.
Однако наиболее часто употребимое расположение — это: примарный тон аккорда в басу и мажорное трезвучие на тон ниже в верхних голосах.
Такое расположение часто записывается как дробный аккорд (например, F/G).
Лад с #IV как источник модальных замен
Лады с одинаковой тоникой, но разным качеством являются источником модальных замен. Лидийский лад (т.е. мажорный лад с повышенной четвертой ступенью) послужил источником для появления в натуральном мажоре аккорда #IVm7(b5). Этот аккорд обычно берется на сильную или относительно сильную долю и служит для сглаживания движения примарных тонов аккорда (например ход IVmaj-#IVm7(b5)-V7).
Также этот аккорд может стоять в «обманчивом» разрешении доминанты (V7/II-VIm7) так как по сути является дробным аккордом VIm/#IV (в до мажоре Am/F#).