Модальная музыка в своей основе имеет один лад с уникальной интервальной структурой и гармоническими тяготениями.
Основные характеристики:
- ограниченный набор аккордов из одной диатоники
- недостаток гармонических функций, особенно доминантовых разрешений и связок II — V — I
- медленный гармонический темп
- часто ограничивается аккордами ионийского лада
- часто встречаются повторяющиеся связки между двумя аккордами
- на основе педальной гармонии (часто тоники) обыгрывается аккордами, образованными из звуков соответствующего лада (scale)
Модальные системы: прогрессии аккордов и мелодии с очевидным тяготением и к одной тонике, преимущественно с использованием только диатоники лада (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский).
Модальная музыка не нуждается в каких-либо хроматических вариациях.
Повторение тоники (tonic repetition): разнообразие тонического аккорда надстройками (например, С9-С5-С11-С13-Сm7).
Повторение и контраст: иногда в прогрессию из тоник включаются не диатонические аккорды, созданные для контраста с ней.
Модальная гармония
Моды стали активно использоваться в качестве источника музыки с конца 50х годов.
На основе каждого мода можно построить цепочку диатонических септаккордов. У каждого мода есть характерные ноты, которые отличают его от натурального, гармонического, мелодического мажора или минора.
Тритоны в модальной музыке обычно избегаются, за исключением случаев, когда в них используются характерные ноты:
Использование характерных нот в аккордах позволяет придать модальность музыке в противовес тональности.
Также отличительной чертой модальной музыки является квартовое строение аккордов, приходящее на смену терцовому (например, изложение So what).
Такое расположение голосов в аккордах звучит менее мажорно/минорно.
Пример такого расположения голосов в модах:
В модах не обозначаются номера ступеней, так как в них нет стандартных функций тоники, субдоминанты и доминанты. Принадлежность к функции определяется педальной нотой в басу. С тоникой в нем любой аккорд будет звучать как тоника.
С конца 60х стали использоваться обращения квартаккордов. В септаккордав нижняя нота (не бас, который стоит на месте) перемещается на октаву вверх. Возможны два обращения, при котором интервальное строение аккорда секунда+кварта, либо кварта+секунда.
Модальный подход в аккордах
Движение в модальном джазе создается с помощью голосоведения в противовес функциональным зависимостям. Два основных подхода – хроматический и параллельный. При параллельном подходе перед целевым аккордом берется его диатонический сосед (сверху или снизу), при хроматическом – аккорд, отстоящий на малую секунду.