Пандиатоническое письмо

Для того чтобы понять понятие пандиатоники, вспомним гармоническую логику тонального и модального письма. В тональной музыке существует сильное тяготение к тонике и функции аккордов определяются относительно этого тяготения. Также в ней есть понятие тональности (мажор, минор). В модальной музыке функции практически отсутствуют, но тяготение к тонике остается. Для того, чтобы его поддержать, используются приемы, подчеркивающие первую ступень (например, педаль на первой ступени).

Отличие пандиатоники от тональной и модальной музыки

Название пандиатоника происходит от двух корней: pan, означающее “всё”, и diatonic, диатоника (в данном контексте — звукоряд). 

ТональностьМодальностьПандиатонизм
Мажор и минорВсе модыОбъединенный диатонический звукоряд
ФункцииГармония без функцийГармония без функций
Тональный центрТональный центрНет тонального центра

Пандиатоническое письмо является переходом между модальным письмом и атональной музыкой. От последней его отличает ограниченный набор нот.

ТерминыСтиль письмаХарактеристики
Функциональный тональный центрТональностьФункциональная гармония;Тональный центр;Диатоника мажора или минора
Тональный центр модаленМодальностьНефункциональная гармония;Тональный центр;Диатоника (все моды)
Модальность без тонального центраПандиатоникаНефункциональная гармония;Нет тонального центра;Диатоника (все моды)
Хроматика без тонального центраАтональностьНефункциональная гармония;Нет тонального центра;Хроматика (все ноты 12-нотного звукоряда)

В джазе редко встречаются стандарты полностью написанные в пандиатонике, но в качестве отдельных частей (бридж, нитро etc.) этот прием встречается часто. 

Пандиатоника появилась как естественное развитие статичной гармонии. Пандиатонику можно определить как вид статичной гармонии в котором используется весь лад, а аккорды помещаются в свободной последовательности.

У аккордов нет горизонтального направления, ноты звукоряда используются для создания аккордов без гармонического движения, альтерации не используются. Контрапункты в таком письме создаются ритмически, расстояние между аккордами при этом непостоянное. Мелодия, контрапункты и комбинации ведущих голосов поддерживаются устойчива звучащими интервалами в нижних голосах: квинты, децимы вместо терций или кварт.

В трехчастной гармонии каждый следующий аккорд часто содержит три новых ноты, которые притягивают с собой новый звукоряд, ассоциирующийся на слух с этим аккордом. 

Повторение же редко используется.

В качестве основы пандиатоники используется любой лад, в том числе синтетические лады.

Политональность и битональность в пандиатонике

По поводу отношения пандиатоники к тональной или атональной музыке долго велись споры. Есть примеры употребления этого письма и так и так.

Пример пандиатонического письма Стравинского. В “Тезаурасе” Слонимского представлены разные типы пандиатонического письма. Все фразы имеют тональное окончание. 

Некоторые пандиатонические аккорды при определенном изложении имеют вид битональных.

В примере ниже второй аккорд является обращением аккордов IV и V ступеней до мажора. 

Ниже показан пример с появлением битональности в пассаже, где разные голоса опираются на разные трезвучия.

Однако пандиатоника не относится к битональности, так как в этом письме не происходит наложения ладов: ноты для трезвучий берутся из одного лада. Поэтому пандиатонические аккорды можно отнести к полиаккордам. 

Структура пандиатонических аккордов

По описанию Слонимского такие аккорды — это “терцовая гармония на нижнем уровне и квартовая гармония в верхних голосах”. Но другие теоретики писали что ограничивать структуру аккордов терциями не нужно.

Пример терцовых пандиатонических аккордов:

Пример квартовых пандиатонических аккордов: 

Функции

Понимание пандиатоники с точки зрения гармонических функций также эволюционировало. Изначально Слонимский писал что “гармонические функции основных трезвучий остаются сильными”. В качестве примера он упоминал Вальс из Детских пьес Каселла:

В этом фрагменте четко различимы тоника и доминанта.

Однако позже сформировалось противоположное мнение что пандиатоническая гармония нефункциональна. О чем может свидетельствовать, например, другой фрагмент из Детских пьесс:

Появилось даже мнение, что пандиатонику делает уникальной именно отсутствие функций. 

Пандиатонические каденции

Традиционные каденции не поддерживаются пандиатоникой. Однако часто каденционные обороты в ней включают секунды, сексты и септимы в басу.

Лады и моды пандиатоники

Для пандиатоники традиционен мажорный лад. Но есть примеры письма и в других ладах. Например, композиция Копланда “Billy the Kid”:

Встречаются и лады народной музыки. Так пример ниже — другой фрагмент произведения Копланда, — написан в Дорийском до.

Сейчас базовым считает определение Персичетти, в котором он говорит что в пандиатоническом письме может быть любой лад, даже синтетический.

Если собрать все вышесказанное, то у пандиатоники:

  1. Письмо является пандиатоническим, если все ноты в нем из одного лада, при этом оно не поддается традиционному гармоническому анализу (функции и разрешения).
  2. Пандиатоническое письмо может быть тональным или атональным
  3. В пандиатонике не существует битональности, но некоторые аккорды могут относиться к битональным.
  4. У пандиатоники может не быть функций.
  5. Каденции в пандиатонике не содержат традиционных гармонических оборотов и традиционного голосоведения.
  6. Аккорды могут быть нетерцового строения.
  7. В качестве основы пандиатоники могут употребляться любые лады.
  8. Есть примеры рандиатоники выходящие за пределы семиступенной системы.
  9. Знаки альтерации при записи могут выноситься под ключ или не выноситься.