В этой статье показаны распространенные модели изложения аккордов, которые используются при аккомпанементе на фортепиано. Примеры приведены для гармонической последовательности II, V, I.
Модель I
- Ведущие тона в правой руке
- Примарные тона (руты) в левой руке берутся единовременно с правой
Модель II
- В правой руке ведущие тона содержат ритмическую структуру
- В левой руке примарные, терцовые и квинтовые тона. Меняются в два раза чаще правой.
В примере в правой руке ритм Чарльстон
Модель III
- В правой руке аккорды в основном виде или без примарного тона
- В левой руке примарные тона аккордов. Ритм аналогичен правой.
Модель IV
- В правой руке аккорды в основном виде и обращения с хорошим голосоведением
- В левой руке примерные, терцовые и квинтовые тона. Смена нот в два раза чаще, чем в правой.
//Принципы хорошего голосоведения: общие ноты в голосах аккордов переходят из одного в другой, плавность голосоведения без скачков внутри голосов, противоход крайних голосов.
Модель V
- В правой руке изложение пятиголосных аккордов без примарного тона
- В левой — примарные тона аккордов. Берутся одновременно с правой.
Модель VI
- В правой руке пятиголосные аккорды без примарного тона с хорошим голосоведением
- В левой руке примарные тона аккордов, берущиеся синхронно с правой.
При построении правой руки соблюдаются принципы хорошего голосоведения.
Модель VII
- Изложение голосов в “хоральном” стиле при котором голоса находятся на приблизительно одинаковом расстоянии в обеих руках.
Эта модель использует аккорды с разным количеством голосов (четырех-, пяти- и более). Для сохранения гармонической структуры аккордов обычно сохраняется примарный тон и исключается квинтовый, но возможны исключения в зависимости от гармонического контекста и соображений сохранения плавного голосоведения.