Негативная гармония — это прием, который позволяет добавить новых красок в гармонию и уйти от штампов.
1.) Одна из возможностей использование негативных замен — для модуляции в негативные тональности. Ниже приведен способ модуляции с использованием уменьшенного аккорда.
Как мы знаем, в современной гармонии уменьшенные аккорды как аккорды ведущие в доминанте и как проходящие аккорды. В случае разрешения малого уменьшенного аккорда в доминантовый аккорд можно заменить последний на негативный (для модуляции в новую тональность либо добавления неожиданной краски в исходную). Также эту замену можно использовать, если малый уменьшенный является частью хроматической линии доминант.
Для определения негативного аккорда, нужно взять за ось ноту, находящуюся на квинту ниже рута доминантового аккорда. От этой оси отложить чистую квинту вниз — это и будет примарный тон негативной доминанты. Остальные аккордовые звуки также отражаются относительно этой оси.
2.) Негативный II-V-I
Получившийся оборот не теряет свою гармоническую логику, поскольку ведущие тона аккордов также стремятся к тонике, как и в оригинале (диссонанс усиливается). Часто заменяется не весь оборот, а ступени II-V. При этом тоника остается натуральной. Такой оборот звучит более плагально, чем оригинальный.
3.) Замена расширенной линии доминант.
Расширенная линия доминант заменяется в тональности, поэтому в качестве оси берется тональный центр.
4.) Негативная тритоновая замена.
Как и в случае с заменой II-V мы можем не заменять тонику, к которой приходим. При негативной тритоновой замене мы получаем контр движение (относительно оригинального) примарных тонов аккордов. При этом сохраняется хроматика этого движения.