Обозначение “alt” обозначает аккорд, основанный на альтерированном доминантовом ладу: седьмом ладе мелодического минора (минора, с повышенными VI и VII ступенями).
Рассмотрим отдельно альтерированный лад седьмой степени. Здесь он представлен в до миноре (лад B7alt, соответственно).
В ладу есть два расщепления, II ступени (в другой литературе 9й) и V ступени (#11 и b13 в других источниках). Если от первой ступени можно построить два варианта аккорда с надстройками — минорного (с нотой ре в качестве терции) и мажорного (с нотой ми бемоль энгармонической ре диез в качестве большой терции).
Мажорный септаккорд, который получается, является доминантовым. Но попытка обыграть его обычным миксолидийским ладом обернется биениями на четырех ступенях.
Если аккорд, который получается из этого лада, обозначать стандартно, то он будет выглядеть как B7b9/#9/#11/b13. Что, очевидно, неудобно при записи и чтении партитур. Для сокращение была выбрана аббревиатура alt. У альтерированной гаммы седьмой ступени мелодического минора есть несколько названий — альтерированная, седьмой лад гаммы мелодического минора или уменьшенная целотонная гамма. Последнее название отражает ее структуру: нижний тетрахорд — это часть уменьшенной гаммы, а верхний — целотонной.
Взаимосвязь аккордов мелодического минора
Перед тем как мы рассмотрим остальным аккорды гаммы, разберем, что происходит на пятой ступени мелодического минора.
На V ступени вместо обычного миксолидийского лада появляется миксолидийский b13. Соответствующий ему аккорд G7b13 содержит сильный диссонансы: 11 до и b13 ми бемоль. Помимо прочего, если внимательно посмотреть на аккорд, то он окажется обращением первой ступени лада — аккордом Cm7+/G. Так он и воспринимается на слух и этим аккордом часто регармонизуется тоника. Соответственно, в качестве доминанты он практически не используется.
В мелодическом миноре нет нот, создающих излишний диссонанс (как, например, IV ступень в натуральном мажоре). Это дает возможность как обыгрывать любой аккорд этого лада любым ладом из семейства ладов мелодического минора, так и заменять аккорды другими.
При замене примарный тон остается. Фактически, мелодический минор позволяет заменять дробными аккордами любую свою ступень.
Если внимательно посмотреть на форму аккордов, то в этом ладу есть два доминантовых аккорда: F7#11 и B7alt. Они находятся на расстоянии тритона друг от друга, то есть являются заменой друг друга. Оба используются чаще для разрешения в Emaj.
Эта же заменяемость гамм и аккордов мелодического минора привела к следующему виду гармонического оборота в миноре II-V-I:
Dm7(5-) — G7alt — C-maj
В этом обороте малый уменьшенный ре состоит из нот гаммы мелодического фа минора, альтерированная соль — из нот гаммы мелодического ля бемоль минора, и аккорд до минор тоническим из нот гаммы до минора мелодического.