Лады как источник структуры аккордов
Аккорд, построенный по терциям, можно представить в виде лада-гаммы. Верно и обратное — из каждого лада можно получить аккорд с надстройками, если брать ноты лада через одну ступень.
Лад тональности влияет на структуру аккордов в ней. Но и наоборот. Лады могут быть источником новых красок для аккордов. Помимо основного аккорда с его надстроек, лады дают информацию о трезвучиях, получающихся в аккордах состоящих из четырех и более нот, и находящихся сверху основания. Такие трезвучия называются upper structure и играют важную роль в выборе расположения голосов аккорды при аранжировке. Также употребления таких аккордов в качестве замены других функций усиливает краски лада.
Лады и соответствующие им аккорды можно разделить на категории: мажорные, минорные, доминантовые, доминантовые sus, проходящие.
Мажорные лады
Возможные гармонические функции — субдоминанта и тоника
К мажорным ладам относятся: ионийский, лидийский и лидийский увеличенный.
Минорные лады
Возможные гармонические функции — субдоминанта и тоника.
К минорной категории ладов относятся: мелодический минор, эолийский и дорийский.
В качестве субдоминанты могут употребляться только аккорды min7, min9 и min11.
Доминантовые лады
Возможная гармоническая функция — доминанта.
К доминантовым ладам относятся: миксолидийский, миксолидийский #11, миксолидийский b13.
В миксолидийском ладу следует избегать четвертой ступени.
Структура миксолидийского #11 лада полностью соответствует натуральному обертоновому ряду.
Доминантовые sus лады
Возможные гармонические функции — доминанта, субдоминанты, тоника.
К этой категории ладов относятся: миксолидийский, миксолидийский b13, фригийский и дорийский b2.
Проходящие лады
Возможные гармонические функции — субдоминанта и доминанта.
К этой категории относятся: дорийский, локрийский и локрийский с натуральной второй.