Использование надстроек в мелодии
Надстройка – это тон в аккорде, дальше септового (9, 11, 13)
В мелодии надстройки – это неаккордовые звуки, которые:
- длятся больше четверти и/или;
- идут после скачка и/или;
- звучат на сильную долю после скачка или после аккордового звука на слабую долю (9 в 1, 11 в 3, 13 в 5).
тип аккорда | Надстройки | ||||||||||
9- | 9 | 9+ | 11 | 11+ | 13- | 13 | sus4 | maj7 | 5+ | 5_ | |
6 | ✓ | ✓ | (6) | ✓ | ✓ | ||||||
m6 | ✓ | ✓ | (6) | ✓ | |||||||
maj7 | ✓ | редко | ✓ | ✓ | аккордовый звук | редко | ✓ | ||||
m(maj7) | ✓ | ✓ | ✓ | аккордовый звук | |||||||
m7 | фригийский | ✓ | ✓ | эолийский | дорийский | (11) | |||||
m7(5-) | ионийский | ✓ | ✓ | (13-) | аккордовый звук | ||||||
7 | ✓ | ✓ | ✓ | (sus4) | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | (13-) | ✓ | |
aug7 | ✓ | ✓ | (5+) | аккордовый звук | |||||||
dim7 | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | (13-) | аккордовый звук |
Проходящие звуки
Функция проходящих звуков – плавность мелодической линии. Это – короткие по звучанию ноты, которые двигаются на шаг от аккордового звука.
Виды проходящих звуков:
- Проходящие – звуки находящиеся на соседней ступени между двумя аккордовыми звуками;
- Соседние (подготовленное и неподготовленное задержание) – ноты, отстоящие на ступень от аккордовой звука;
- Опевание – два звука, отстоящие на ступень от аккордового и разрешающиеся в него “огибая” целевой звук с двух сторон;
- Двойные хроматические – два звука. Короткие и одинаковые по длине звучания. Первый звук отстоит на тон от аккордового, второй – на полтона.
- Убегающие – ноты, идущие после аккордового звука, отстоящие на ступень от него и двигающиеся в противоположном направлении от следующего аккордового тона.
Ритмический диалог в мелодии
- Подхлест – когда нота, которая должна была прийти в долю, появляется на половину или целую доли пульса раньше;
- Оттяг – когда нота, которая должна была прийти в долю, появляется на половину или целую долю пульса позже.
Ведущие аккордовые звуки
Ведущие звуки – это аккордовые звуки в мелодии, идущие по тонам или полутонам и ведущие (при смене аккорда) из звука предыдущего аккорда в звук следующего. Примарный и квинтовый тона, при этом, считаются слабыми. Чаще при построении мелодической линии используются терцовый и септовый.
Лад – источник мелодии
В качестве основы мелодическая линия может использовать любые музыкальные лады. Помимо модальных, часто используются пентатонические и блюзовый лад.
Интервальное строение мелодии
По интервальному строению мелодия может идти плавно или содержать скачки. Самые распространенные – терцовые и квартовые.
Повторение мотива
Один из самых распространенных приемов в мелодии – повторение мотива. Мотив – это короткий фрагмент мелодии с запоминающимся звучанием.
Секвенция
Еще один распространенный прием в мелодии. Секвенция – это повторение мелодического фрагмента или фразы на другой высоте звучания.
Расстояние между фрагментами называется шагом секвенции и представляет собой определенный диатонический или хроматический интервал.
Трансформация мотива
Мотив может повторяться не точно.
Фразовое построение мелодии
С точки зрения выразительности, построение мелодии похоже на интонирование диалога.
Вопрос: “Как дела?” (восходящая фраза)
Ответ: “Неплохо.” (нисходящая фраза)
Вывод: “Наверное, ты не хочешь со мной говорить…” (ровная интонация)
Виды мелодии по отношению к гармонии:
1) Мелодия в аккорде — мелодия строится на звуках аккорда.
2) Мелодия поверх аккорда — мелодия в скейле, но слабо соотносится с аккордом.
3) Мелодия против басовой линии — мелодия идет в противоположную сторону от басовой линии.
Форма мелодической линии:
1) Статичная — прямая линия.
2) Зигзаг — к прямой линии прибавляются вводные звуки (опевания, петли).
3) Восходящая — начинается с низкого звука и повышается.
4) Нисходящая — начинается с высокого звука и понижается.
5) Арка — начинается низко, поднимается, затем — опускается.
6) Перевернутая арка — начинается высоко, опускается, затем возвращается обратно.
7) Круг — линия, использующая в основном скачки в тон и пол тона.
8) Квадрат — линия, содержащая большие скачки (от кварты).
9) Линия: сама по себе не является законченной мелодией; идеальна для интродукции; по мере развития произведения можно как остинанту увести на второй план.
10) Круг подходит для окончания фразы.