Термины:
Гармонизация — поддержка мелодии соответствующими аккордами.
Регармонизация — модификация исходной гармонической последовательности.
Регармонизировать означает изменить гармоническую линию части произведения, оставляя мелодическую структуру:
1) Мелодия должна быть узнаваемой
2) Гармония должна быть привычной
Регармонизация изменяем настроение композиции по средством:
1) Надстроек, замен
2) Развертывания логики разрешения не тонических функций
3) Изменяя динамику смены гармонии
Подходы:
1) Оригинальная гармония заменяется структурами (например, расщепленное ядро доминанты) и аккордами с подобными
функциями — в большинстве случаев нет никаких изменений в гармоническом ритме.
2) К первоначальной гармонии добавляются гармонические структуры, у которых сохраняются функциональные или структурные отношения с аккордом-целью оригинальной гармонии (аккорд, к которому заменяемый аккорд стремится).
3) Из первоначальной гармонии удаляется часть аккордов. Гармонический ритм замедляется.
Основные техники регармонизации:
- Добавление надстроек
- Гармоническое расширение аккордовой сетки
- Усиление временных тоник (добавление гармонических оборотов из их тональностей)
- Тритоновая замена
- Уменьшенные септаккорды
- Надстройки-трезвучия
- Вводные аккорды
- Педальный пункт (органный пункт в русской литературе)
- Функциональные замены
- Изменение контекста мелодии
- Введение вспомогательных гармонических оборотов
- Добавление надстроек
Надстройки в аккордовую структуру включаются исходя из того, к какой функциональной группе принадлежит аккорд: тоника, субдоминанта (предоминанта), доминанта. Основные источники для надстроек —
диатоника тональности, в контексте которой существует аккорд;
модальные замены этих аккордов и лады соответствующих замен;
жанровые (например, малые септимы в тонических мажорных аккордах).
Характерные надстройки для функций:
Мажорная категория: тоника и субдоминанта
Минорная категория: тоника и субдоминанта
Доминантовые аккорды
Проходящие аккорды
Диатоника в качестве источника дает следующие основные надстройки:
Источник — натуральный мажор
Источник — натуральный минор
Источник — гармонический минор
Источник — мелодический минор
- Гармоническое расширение аккордовой сетки
При медленном гармоническом ритме, исходную гармоническую последовательность можно расширить: добавить к аккорду, выполняющему определенную функцию в тональности, другие аккорды той же функции.
- Усиление временных тоник (добавление гармонических оборотов из их тональностей) — техника, подготавливающая появление последующего аккорда при помощи гармонического оборота к нему: доминантовый септаккорд, оборот ii7–V7, тритоновая замена доминанты.
- Тритоновая замена — введение в гармонию тритоновых замен.
- Уменьшенные септаккорды
Уменьшенные септаккорды делятся на два типа: проходящие и вводные. На рисунке представлена реализация в виде блок-аккордов: акцентированный (на него приходится метрический акцент) проходящий аккорд (а), цепочка из проходящих аккордов (b), вводный диатонический аккорд (с), вводный хроматический аккорд (d).
- Надстройки-трезвучия (upper-structure triads)
Надстройки-трезвучия — это трезвучия, появляющиеся в составе аккорда сверху (над примарным тоном, ведущими тонами, основным трезвучием либо интервальной структурой (характеризующей основной аккорд). Аккорды с такими трезвучиями являются полиаккордами и их удобно обозначать нотацией через “/”.
Ниже представлены пять надстроек-трезвучий, возникающих на тонах аккорда:
Мажорные трезвучия на 2, b3, b5(#4), b6 и 6 тонах;
Минорные трезвучия на b2, b3, #4, 5 и 6 тонах.
Эти надстройки употребляются для расширения доминантовых аккордов.
- Вводные аккорды
Вводные аккорды можно разделить на вводимые сверху и снизу. Правила их введения основываются на правилах голосоведения (в т. ч. разрешения ступеней) и контрапунктов.
Наиболее эффективно введение таких аккордов, когда ноты басовой линии идут в противоположную сторону от нот мелодии. При этом мелодия идет поступенно.
- Педальный пункт
Педальный пункт не удотребляется в последовательностях с сильным тяготением, например: ii7–V7—Imaj7 , ii7(5-)–V7—Imaj7 и Imaj7—vi7— ii7–V7. Исключением является доминантовый педальный пункт (он же органный пункт), который использует пятую ступень (что поддерживает напряжение, ведущее к разрешению).
В тактах с 17 по 23 задерживается доминантовый педальный пункт D, а в тактах с 21 по 23 — F. Оба пункта исходят из доминантовых аккордов прогрессии.
- Функциональные замены
Функциональные замены — это изменение ожидаемого поведения аккордов. Обычно при этом меняется функциональное значение аккорда. При этом такие изменения делаются в соответствии с ходом мелодии.
- Изменение контекста мелодии
Изменение контекста мелодии — это, фактически, гармонизация ее новыми аккордами.
- Введение вспомогательных гармонических оборотов
Введение вспомогательных гармонических оборотов основано на техниках, которые мы обсуждали ранее: это введение тритоновых замен, усиление временных тоник, вводных аккордов и пр.