Тема 7. Распространенные гармонические последовательности

I-IV-V-I

Диатоническая последовательность, устоявшаяся в академической музыке и обогащенная надстройками T-S-D-T 

Возможные роли последовательности:

  • Каденция;
  • Закрепление тоники;
  • Изложение темы.

 II-V-I

Идиоматическая для джаза диатоническая последовательность II-V-I

Возможные роли последовательности:

  • Каденция (полная джазовая);
  • Вариация;
  • Модуляция;
  • Закрепление тоники;
  • Изложение темы.

Эта последовательность появилась из диатоники мажорного лада. Основная субдоминанта в ней заменяется аккордом из той же функциональной группы — аккордом второй ступени. 

IV-III-II-I

Диатоническая последовательность Cycle 2

Возможные роли последовательности:

  • Вариация;
  • Каденционный оборот предшествующей следующей части произведения.

I-VI-I

Диатоническая последовательность тоники и ее самой распространенной замены (шестая ступень, она же тоника параллельного минора)

Возможные роли последовательности:

  • Вариация;
  • Изложение темы.

IV-V-VI

Диатоническая последовательность с терцовой заменой тоники T-D-Tvi

Возможные роли последовательности:

  • Каденционный оборот, предшествующей следующей части произведения ;
  • Вариация;
  • Модуляция (если тоника VI ступени потом закрепляется);
  • Изложение темы.

bVI-bVII-I

Хроматическая последовательность в модальной заменой (доминанта с черного хода)

Возможные роли последовательности:

  • Каденция

Циклы

Движение гармонии внутри диатоники на определенный шаг (количество ступеней) или вне диатоники (хроматические циклы на абсолютное значение интервалов).

1) Цикл2 — примарные тона аккордов движутся на диатоническую секунду.

Сочетания с седьмой ступенью не используются из-за слабости.

2) Цикл3 — примарные тона аккордов движутся на диатоническую терцию

Сочетания с седьмой ступенью не используются из-за слабости.

При движении вверх пара III-7 в V7 не используется из-за слабости.

3) Цикл 5 — примарные тона аккордов движутся на диатоническую квинту

Сочетания с седьмой ступенью не используются из-за слабости

Распространенные гармонические последовательности наиболее удобны для регармонизации. На схеме ниже приведен пример обогащения изначальной гармонии с помощью распространенных хроматических и модальных замен. Вертикальные линии — это тактовый черты. Голубой уровень — это два варианта начальной последовательности. Розовый — расщепленное ядро доминанты. Оранжевый — тритоновые замены. Зелёный — модальный замены.