Этот тип изложения использует самый низкий диапазон биг-бэнда. В отличие о механического изложения, при котором голоса строятся под мелодией, в распределенном они выписываются от нижнего голоса.
Идеальный диапазон распределения нижних голосов:
Такой способ изложения применяется для гармонизации динамичных, подвижных мелодий.
Особенности аранжировки для большого бэнда:
- количестве разных надстроек
- местоположении нот
- количестве диссонирующих интервалов
- числе удвоений (октав и унисонов)
- расстоянии от верхнего до нижнего голоса
- оркестровке
- Количество надстроек, тем выше плотность
- Местоположение нот
Чем больше интервалы,тем более открытое звучание. Чем меньше интервалы, тем плотнее звучание. Наиболее критичны интервалы между двумя нижними голосами
- Количество диссонирующих интервалов
Ноны, септимы и секунды создают диссонанс и напряженность. Тоже относится к ним через октаву (14, 16 и т.д.).
- Количество удвоений
Чем больше удвоений, тем тяжелее и полнее эффект оркестра.
- Расстояние между нижним и верхним голосами
Большое расстояние между нижним и верхним голосами предоставляет больше возможностей для удвоения и создания более мощного звука. Расстояние в примере в три октавы и малая секста дают возможность удвоить ноны.
- Оркестровка
Из-за индивидуальных тембровых характеристик инструментов и вариативности их регистров, то, какие выбирает аранжировщик влияет на звучание. Например, деревянные духовые звучат более слабо чем трубы.
Пятиголосное распределенное изложение для 4&4 и унисонной мелодии
Пятиголосное изложение состоит из следующих партий:
1-я — мелодия или лидирующие ноты
2-я — поддерживающие аккордовые звуки или надстройки
3я — гайд-тона (3,7 или 5), в редких случаях — надстройки
4я — гайд-тона (3,7 или 5)
5я — примарные тона
Примарные тона прописываются в инструменте, который записывается в басовом ключе: саксофон-баритон, басовый тромбон etc.
Расположение нот и предполагаемый диапазон партий:
В примере нижи сочетаются тромбон и четыре саксофона. Некоторые распределенные линия представлены более мелодичным движением голосов между аккордами. Трубы играют мелодию в унисон.
Совместная мелодия для 5&5 с пятиголосным распределенным изложением
В примере мелодия гармонизована закрытым изложением поверх распределенного изложения.
Тутти с использованием распределенного изложения
Если лидирующая линия динамичная, с преобладанием восьмых и шестнадцатых, то распределенное изложение будет непрактичным, слишком тяжелым в нижних голосах.
Для того чтобы этого избежать, используют тутти. Мелодию поддерживают в унисон и/или октавами, а распределенным изложением поддерживают гармонию, но с менее активным ритмом.
В примере ниже показан такой вариант аранжировки для духовой секции 5&5. Секция труб играет мелодию с октавным удвоением, а саксофоны — распределенное изложение.