Размер и ритм

Ритмом в музыке можно назвать организацию музыки во времени.  Ритмическую структура — последовательность звуков и пауз определенной длительности.

Пульс — как и пульс человека, пульс в музыке означает постоянные равномерные биение. В отличие от ритмического рисунка, пульс постоянен, хотя не всегда слышим. Равномерные удары пульса могут ощущаться «под» ритмическим рисунков. Проще всего услышать пульс в ритм-секции.

Пульсация в музыке бывает прямая (когда пульсируют равные длительности) и пунктирная (когда чередуются более длинные и более короткие удары). Пример пунктирной пульсации можно услышать в свинге.

Темп

Доля — единица метра в тактовой системе музыкального ритма. За эту единицу чаще всего принимается одна четвертная нота.

Темп — скорость, движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени. Чаще всего, в качестве таких единиц выступают четвертные длительности, т.е. темп – это, условно, количество четвертных длительностей умещающихся в минуту времени.

Для точного измерения темпа существует метроном, определяющий щелчком начало каждой новой четверти.

В нотах темп задается либо словестно (существуют специальные термины, например: andante, allegro, presto и т.п.) либо конкретными значениями, например:

где 80 – это количество четвертных длительностей, укладывающихся в одну минуту. Или, другими словами, если мы разделим минуту на 80 равных отрезков времени, то один такой отрезок – это продолжительность звучания одной четвертной ноты в данном темпе.

Музыкальный метр

Музыкальный метр – это рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей. Чередование долей можно сравнить с обыкновенной ходьбой. Например у человека толчковая нога правая и каждый новый шаг правой ногой будет аналогией сильной доли, а шаг левой ­ слабой. Если при ходьбе мы начнем считать, например на шаг правой _ раз, на шаг левой ­ два, у нас получится группировка пары раз-два. Где на подсознательном уровне у нас шаг правой ногой будет более уверенным, чем левой. В музыке примерно также, однако, количество долей в одном периоде цикла может быть совершенно разным.

Размер

Такт ­ это такая единица в музыке, которая начинается с сильной доли, далее идет слабая доля, и так происходит их чередование. Такт определяется количеством и типом его метрических единиц ­ долей ­ называемым размером.

Если вы, слыша музыку, начнете притопывать или прихлопывать в ответ музыке, скорее всего каждый удар ноги будет равен доли. Условно, если вы за время длительности доли успеваете произнести ее номер и сказать «и», то доля равна четверти. Если нет, то восьмой.

Размер — это обозначение, характеризующее число долей в такте.

В нотной записи размер указывается в начале музыкального произведения или такта с которого он изменился (например 3/2, 2/4, 6/8, 4/4 и т.п.) В числителе указывается количество долей, умещающихся в одном такте, а в знаменателе их относительная длительность.

Размеры бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные – это такие, которые состоят из двух или нескольких простых. Причем соединяться могут как однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (смешиваются двухдольный и трехдольный).

Длительности нот и пауз

Названия длительностей нот и пауз берутся от названия дробей. За единицу (целую ноту) берется нота, длительностью 4 четверти. Остальные называются по мере разбиения этой целой ноты на части: 1/2 (половинная) ноты равна 2 четвертям, 1/4 (четверть) ноты равна одной четверти и так далее.

Графические обозначения длительностей

Для случаев, когда деления напополам не хватает есть два вида обозначений: нота с точкой и группировки нот по триолям, квинтолям etc.

Нота с точкой. Точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.

Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

Бывают случаи, когда нужно выделить группу из нескольких последовательных звуков одинаковой длительности, превышающей нормальное число частей, заключающихся в ноте известной длительности, но не превышающей длительность этой нот. Пример такой группировки — триоль. Трио́ль – группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности. Возникает в случае, когда временной интервал, в текущем размере занимаемый двумя нотами, необходимо разделить на три равные части. В триоль вместо ноты также может входить пауза той же длительности, или две ноты вдвое меньшей длительности, и т. п.

Чередование триольных мелодических ходов и ровных длительностей является одним из наиболее распространенных ритмических средств, при построении мелодического и, в частности, импровизационного материала. В нотах, запись триольных долей выглядит следующим образом:

Простой способ расчёта длительности заключается в следующем. Смотрим длительность каждой ноты в триоли: восьмая

Ноты триоли играются так, чтобы равномерно сыграть 3 ноты за время, отведённое двум нотам. Т.е. каждая нота приведённой в примере триоли звучит несколько короче (на 1/3), чем обычно положено восьмой длительности. Именно поэтому мы в примере сначала играем по 2 ноты, а потом переходим к триолям: Вы услышите, что временной интервал между акцентированными нотами одинаков!

Смотрим на рисунок:

Квинтоль образуется от деления основной длительности на 5 частей вместо 4-ёх. Всё — по аналогии с триолью. Обозначается так же, как и триоль, только ставится цифра 5:

Квинтоль

Существуют также секстоль, септоль, дуоль, квартоль.