Один из примеров стандартной формы — 32-тактная AABA. Модели этой формы можно разделить на находящиеся в пределах тоники и выходящие за ее пределы. Эти варианты связаны с использующимися в них моделями периодов. Прототипы формы сочетают базовые модели периодов наиболее распространенными способами и иллюстрируют возможные тональные отклонения в бридже.
ААВА в пределах тональности
Обычно, такая форма содержит две фразовые модели: одну в части А, вторую — в части В (иногда называемую бриджем (bridge или release)). Тоника ярко демонстрируется в начале формы. А1 — открытая, обычно заканчивается на ii 7-V 7 в восьмом такте. А2 — закрытая и основывается на новой модели периода. Конец бриджа содержит прерванную каденцию (замена тоники на другой аккорд), возвращающую гармонию в первую тональность.
ААВА с выходом за пределы тональности
Еще один прототип — форма ААВА, выходящая за пределы тональности. Она использует модели периодов 2, 3, 5, 12 или 13, которые начинаются не с тоники. На рисунке ниже продемонстрирована модель прототипа такой формы.
Прототипы формы АВАС
Такая форма также делится на существующую в пределах тональности и выходящую за ее пределы.
АВАС в пределах тоники
Как и прототип тональной формы ААВА, она содержит прерванную каденцию. Такой оборот появляется в 16 такте и разделяет форму на два движения гармонии: I-V с первого по шестнадцатый такты и I-I с семнадцатого по двадцать второй такты. Из-за отсутствия четко слышимого бриджа, эту форму сложнее систематизировать. В этой форме более богатая вариативность в сравнении с ААВА, часто сложная мелодия, гармония и ритм. В общем случае, части В и С используют разные модели периодов, но часто они имеют отношение одна к другой.
Структура прототипа показана на рисунке ниже. Она состоит из двух разных фразовых моделей.
АВАС с выходом за пределы тоники
Распределение периодов у этой модели похоже на АВАС в пределах тональности. Разница в том, какие модели периодов при этом используются: для части А берутся модели 2, 3, 4, 12, 13.
Расширенные и необычные формы песен
Эксперименты с формой и поиск новых способов самовыражения часто приводит к выходу за пределы “квадратной” 32-тактовой структуры ААВА и АВАС. Можно условно выделить три направления движения: усложнение тонального дизайна (увеличение побочных тональностей, необычные лады основной тональности etc); нестандартное распределение периодов по форме; расширение структуры (введение дополнительных частей).