Музыкальный ритм — это организация музыки во времени. Ритмическую структура — последовательность звуков и пауз определенной длительности.
Под ритмом в полиритмии подразумевается скорее пульс (постоянные равномерные биения в конве музыкальной линии).
Идея полиритмии в европейской музыке пришла по аналогии с политональностью. Между двумя этими понятиями есть схожесть:
- Тон определяется частотой — герцами, т.е. одному колебанию в секунду.
- Ритм определяется числом bpm — ударов в минуту.
Разница между ними — скорость колебаний.Человеческий слух различает диапазон 20 гц — 20000 гц. Предел восприятия ритма — 10 гц (способность выделять отдельные удары)
Полиритм с научной точки зрения — математическое отношение между двумя или более единовременно происходящими, регулярными событиями (ритмами).
Объединенный ритм (composite rhythm) — звук обоих ритмов происходящих единовременно.
Полиритм можно представлять разными способами:
- как наложение ритмических структур с сохранением единого размера и темпа;
- наложение разных метров (размеров) в одном темпе (Полиметр);
- наложение разных темпов (Политемп).
Полиметр
Полиритм
Политемп
В музыкальной концепции Генри Коуэлла, который первый в европейской музыке заговорил о полиритмии как источнике новых музыкальных идея, рассматриваются три составляющих: время, метр и темп.
Он предложил взять в качестве отправной точки — целую ноту. И ее делить на регулярные (четверти, восьмые, шестнадцатые и т.д.) и нерегулярные (триоли, квинтоли, септоли и т.д.) группы. Полиритм по Коуэллу — одновременное звучание двух разных групп.
Метр в этой концепции — результат регулярных ритмических акцентов (например сильная, слабая, слабая, слабая доли в 4/4).
Практический способ игры разных ритмических структур
Для того чтобы понять, как сочетаются разные группы (группа x и группа y), нам нужно:
- начертить таблицу, где будет x рядов и y цифр;
- выделить каждую иксовую цифру;
- под счет или метроном одной рукой стучать каждую 1-ю долю, а второй — каждую выделенную.
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 |
Темп по Коуэллу предопределяет систему времени и метра.
Новизна концепции заключается в том, что Генри Коуэлл предложил рассматривать ритмы также как и тона, а отношения между ними по аналогии как консонансные и диссонансные.
В качестве базовой (fundamental) единицы он предложил рассматривать С, длительность которой равно целой (4/4, 2/2, 16/16 и т.д.). На основании обертонового ряда нот он выделил остальные группы нот и соответствующее им время вибрации.
Количество 16х в таблице соответствует пропорции обертона начальной ноты. Так G длится два раза по 16 так как отношение октавного обертона к основному тону — ½.
Как и в случае с музыкальными тонами и обертонами. Чем дальше налагаемый ритм находится от начального, тем он более диссонирует с ним. И но аналогии же с тонами, из консонирующих ритмов можно собирать “аккорды”.
Внутри каждой ритмической структуры (квинтоли, квартоли, триоли) длительности можно разбивать по-разному. В сумме все равно получится ритмический аккорд.
Та же мысль продолжается и в отношении полиметра (размера). Только в роли ритмической структуры выступает размер.
Tempo scales — ритмические лады по Генри Коуэллу.
По аналогии с ладами музыки по полиладовой музыке и по аналогии с серийной музыкой Коуэлл ввел градацию римтических ладов. Он провел параллель между ритмом и серией обертонов.
За точку отсчеты берется лад до, длительность которого равна четвертной ноте (16 колебаний в секунду). На октаву ниже находится до с четырьмя колебаниями в секунду. Эта до, находящаяся на пределе слышимости, является целой (4/4).
Эту же мысль можно продолжить и с темпом.
Если в качестве точки отсчеты взять темп 60, то мы получим более легко применимую таблицу темповых ладов.
Мы видим в таблице, что часть темпов сочетаются между собой в простых пропорциях (как пропорции Пифагора для струн — 2/1, ⅔, ¾). А часть — являются диссонирующими.
Более простой способ вычисления соотношения темпов можно представить, сначала задав себе желаемую пропорцию и темп в одной из партий:
- В данном примере темп — 120 ударов в секунду. Это значит что длительность каждой четверти в нем — 0,5 секунды.
- Время звучания партий одинаковое.
- Время звучания партии с темпом 120 в примере равно количеству четвертных долей в такте умноженному на количество тактов умноженному на время звучания четверти (4*5*0,5).
- Время звучания партии с неизвестным темпом можно представить как количество долей в такте поделенное на темп (х) умноженное на количество тактов и на 60 (количество секунд в минуте).
- Тогда мы получаем выражение:
10 сек =(4/х)*3*60
то есть х = (такты*секунд в минуте)/время звучание партии = 72
Пример полиритмии и синергии в современной популярной музыке — Фрэнк Заппа