Для того чтобы понять понятие пандиатоники, вспомним гармоническую логику тонального и модального письма. В тональной музыке существует сильное тяготение к тонике и функции аккордов определяются относительно этого тяготения. Также в ней есть понятие тональности (мажор, минор). В модальной музыке функции практически отсутствуют, но тяготение к тонике остается. Для того, чтобы его поддержать, используются приемы, подчеркивающие первую ступень (например, педаль на первой ступени).
Отличие пандиатоники от тональной и модальной музыки
Название пандиатоника происходит от двух корней: pan, означающее “всё”, и diatonic, диатоника (в данном контексте — звукоряд).
Тональность | Модальность | Пандиатонизм |
Мажор и минор | Все моды | Объединенный диатонический звукоряд |
Функции | Гармония без функций | Гармония без функций |
Тональный центр | Тональный центр | Нет тонального центра |
Пандиатоническое письмо является переходом между модальным письмом и атональной музыкой. От последней его отличает ограниченный набор нот.
Термины | Стиль письма | Характеристики |
Функциональный тональный центр | Тональность | Функциональная гармония;Тональный центр;Диатоника мажора или минора |
Тональный центр модален | Модальность | Нефункциональная гармония;Тональный центр;Диатоника (все моды) |
Модальность без тонального центра | Пандиатоника | Нефункциональная гармония;Нет тонального центра;Диатоника (все моды) |
Хроматика без тонального центра | Атональность | Нефункциональная гармония;Нет тонального центра;Хроматика (все ноты 12-нотного звукоряда) |
В джазе редко встречаются стандарты полностью написанные в пандиатонике, но в качестве отдельных частей (бридж, нитро etc.) этот прием встречается часто.
Пандиатоника появилась как естественное развитие статичной гармонии. Пандиатонику можно определить как вид статичной гармонии в котором используется весь лад, а аккорды помещаются в свободной последовательности.
У аккордов нет горизонтального направления, ноты звукоряда используются для создания аккордов без гармонического движения, альтерации не используются. Контрапункты в таком письме создаются ритмически, расстояние между аккордами при этом непостоянное. Мелодия, контрапункты и комбинации ведущих голосов поддерживаются устойчива звучащими интервалами в нижних голосах: квинты, децимы вместо терций или кварт.
В трехчастной гармонии каждый следующий аккорд часто содержит три новых ноты, которые притягивают с собой новый звукоряд, ассоциирующийся на слух с этим аккордом.
Повторение же редко используется.
В качестве основы пандиатоники используется любой лад, в том числе синтетические лады.
Политональность и битональность в пандиатонике
По поводу отношения пандиатоники к тональной или атональной музыке долго велись споры. Есть примеры употребления этого письма и так и так.
Пример пандиатонического письма Стравинского. В “Тезаурасе” Слонимского представлены разные типы пандиатонического письма. Все фразы имеют тональное окончание.
Некоторые пандиатонические аккорды при определенном изложении имеют вид битональных.
В примере ниже второй аккорд является обращением аккордов IV и V ступеней до мажора.
Ниже показан пример с появлением битональности в пассаже, где разные голоса опираются на разные трезвучия.
Однако пандиатоника не относится к битональности, так как в этом письме не происходит наложения ладов: ноты для трезвучий берутся из одного лада. Поэтому пандиатонические аккорды можно отнести к полиаккордам.
Структура пандиатонических аккордов
По описанию Слонимского такие аккорды — это “терцовая гармония на нижнем уровне и квартовая гармония в верхних голосах”. Но другие теоретики писали что ограничивать структуру аккордов терциями не нужно.
Пример терцовых пандиатонических аккордов:
Пример квартовых пандиатонических аккордов:
Функции
Понимание пандиатоники с точки зрения гармонических функций также эволюционировало. Изначально Слонимский писал что “гармонические функции основных трезвучий остаются сильными”. В качестве примера он упоминал Вальс из Детских пьес Каселла:
В этом фрагменте четко различимы тоника и доминанта.
Однако позже сформировалось противоположное мнение что пандиатоническая гармония нефункциональна. О чем может свидетельствовать, например, другой фрагмент из Детских пьесс:
Появилось даже мнение, что пандиатонику делает уникальной именно отсутствие функций.
Пандиатонические каденции
Традиционные каденции не поддерживаются пандиатоникой. Однако часто каденционные обороты в ней включают секунды, сексты и септимы в басу.
Лады и моды пандиатоники
Для пандиатоники традиционен мажорный лад. Но есть примеры письма и в других ладах. Например, композиция Копланда “Billy the Kid”:
Встречаются и лады народной музыки. Так пример ниже — другой фрагмент произведения Копланда, — написан в Дорийском до.
Сейчас базовым считает определение Персичетти, в котором он говорит что в пандиатоническом письме может быть любой лад, даже синтетический.
Если собрать все вышесказанное, то у пандиатоники:
- Письмо является пандиатоническим, если все ноты в нем из одного лада, при этом оно не поддается традиционному гармоническому анализу (функции и разрешения).
- Пандиатоническое письмо может быть тональным или атональным
- В пандиатонике не существует битональности, но некоторые аккорды могут относиться к битональным.
- У пандиатоники может не быть функций.
- Каденции в пандиатонике не содержат традиционных гармонических оборотов и традиционного голосоведения.
- Аккорды могут быть нетерцового строения.
- В качестве основы пандиатоники могут употребляться любые лады.
- Есть примеры рандиатоники выходящие за пределы семиступенной системы.
- Знаки альтерации при записи могут выноситься под ключ или не выноситься.