Аккорд — это одновременное звучание трёх и более звуков.
Аккорды можно классифицировать по строению: терцового строения, квартового строения и т.д. В этой статье мы в основном имеем дело с аккордами терцового строения. Это значит что в основном виде аккорда основным расстоянием между соседними звуками является терция.
Также аккорды можно классифицировать по качеству основания (нижних трех звуков в основном виде): мажорные, минорные, увеличенные, уменьшенные etc.
Буквенные обозначения звуков: C — до; D — ре; E — ми; F — фа; G — соль; A – ля; B – си.
NB Строчными буквами обозначаются отдельные звуки, а заглавными — аккорды. Исключение — дробные аккорды (например C/Bb), где после дроби идет обозначение басового звука аккорда (Bb — си бемоль в басу, над которой берется аккорд До мажор).
Для определения качества аккорда (мажор, минор, уменьшенный и т.д.) нужно уметь определять расстояния между аккордовыми звуками (интервалы между нотами).
NB На клавиатуре от ноты до по белым клавишам располагаются чистые и большие интервалы. Они помогают на первом этапе запомнить значения всех интервалов. Например, зная что между нотами до и ми большая терция (большая, так как от до все интервалы большие) и видя, что оно равно 4м полутонам или двум тонам, можно вычислить что малая терция — это интервал в полтора тона.
В некоторых традиция принято звук «си» обозначать буквой H, а звук «си бемоль», буквой B.
Буквенные обозначения аккордов:
- заглавной латинской буквой обозначается примарный тон (основной) аккорда,
- строчной латинской буквой обозначается качество основания (m — минорное основание, мажорное — отсутствие строчной буквы),
- обозначения sus2 и sus4 означают замену терцового тона аккорда на большую секунду или чистую кварту от примарного тона соответственно.
Качество аккордов определяется по интервальному расстоянию между его нижними звуками в основном виде аккорда.
Цифры в обозначении аккорда обозначают расстояние от примарного тона до звука аккорда: 5 — чистая квинта, 6 — большая секста, 7 — !малая! септима, 9 — нона (большая секунда плюс октава), 11 — ундецима (чистая кварта плюс октава), 13 — терцдецима (большая секста плюс октава).
Изменение расстояния от примарного тона до ноты обозначается знаками # (на полтона больше исходного) или b (на полтона меньше исходного) перед цифрой, либо маленькими «+» и «-» после цифр.
Большими знаками «+» и «—» в некоторых традициях обозначают мажор и минор соответственно.
Варианты обозначений септаккордов
Обозначения | ||
sus2 | Вместо терцового тона аккорды берется нота, отстоящая на большую секунду от примарного тона | |
sus4 | sus | Вместо терцового тона берется кварта |
5b | 5- | Вместо квинтового тона берется нота, отстоящая на уменьшенную квинту от примарного тона |
5# | 5+ aug | Вместо квинтового тона берется нота, отстоящая на увеличенную квинту от примарного тона |
6 | Нота, отстоящая на большую сексту от примарного тона | |
7 | Нота, отстоящая на малую септиму от примарного тона | |
7# | 7+ | Нота, отстоящая на большую септиму от примарного тона |
9b | 9- | Нота, отстоящая на малую нону от примарного тона (ч8+м1) |
9 | Нота, отстоящая на большую нону от примарного тона (ч8+б1) | |
9# | 9+ | Нота, отстоящая на увеличенную нону от примарного тона (ч8+1,5тона) |
11b | 11- | Нота, отстоящая на уменьшенную ундециму от примарного тона (ч8+2 тона) |
11 | Нота, отстоящая на чистую ундециму от примарного тона (ч8+ч4) | |
11# | 11+ | Нота, отстоящая на увеличенную ундециму от примарного тона (ч8+3 тона) |
13b | 13- | Нота, отстоящая на малую терцдециму от примарного тона (ч8+4 тона) |
13 | Нота, отстоящая на большую терцдециму от примарного тона (ч8+б6) | |
13# | 13+ | Нота, отстоящая на увеличенную терцдециму от примарного тона (ч8+5 тонов) |
Дополнительные обозначения:
- Знак «/» означает что после него берется одноименная нота в басу (C/B — это до мажор с басом си).
- Надпись add означает что к аккорду прибавляется нота, отстоящая на интервал от примарного тона, минуя промежуточные тона. Так без этого обозначения аккорд C9 подразумевает что в нем, помимо ноны, присутствует и септима. В аккорде Cadd9 септима отсутствует.
- Надпись omit относится к тону, который исключен из аккорда.
- Обозначение «5» при отсутствии других цифр и знаков альтерации означает квинтаккорд, аккорд состоящий только из примарных и квинтовых тонов либо только из квинты.