Отклонения и модуляции
Основные три типа тональных последовательностей: отклонение, модуляция, сопоставление.
- Модуляция — переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения. Завершается полной каденцией. Чаще используется в конце периода.
2. Отклонение — кратковременный уход в побочную тональность внутри построения. После этого идет либо возвращение в первую тональность, либо модуляция.
3. Сопоставление — появление новой музыкальной тональности на стыке двух музыкальных построений без модуляционного перехода.
Модуляция
Модуляция дает одну из красок: осветляет или поднимает интенсивность звучания; затемняет или снижает интенсивность звучания.
«Яркость» краски зависит от того, насколько много общих звуков между двумя тональностями. Так в академической музыке принято деление тональностей по количеству общих звуков на степени родства:
Шесть тональностей первой степени родства — параллельная тональность, доминантовая и параллельная к ней, субдоминантовая и параллельная к ней, минорная субдоминантовая в мажоре и мажорная доминантовая в миноре.
Вторая степень родства — 12 тональностей отличающихся на один знак от тональностей первой степени родства (образуются по тому же алгоритму, потом повторяющиеся исключаются).
Третья степень родства — 5 тональностей, образованных по тому же алгоритму.
Для джаза, в котором основной интервал движения примарных тонов — квинта, характерно другое разделение, которое можно проследить по квинтовому кругу.
Отклонения
Отклонение (в английской литературе «расширение») — аккордовая прогрессия в ключе, отличающимся от тоники, без явного закрепления тонального центра (нет подтверждающей каденции: совершенной или полной джазовой). Часто делается с помощью хроматических связанных вторых (Related II), оборота II-V или расширения линии доминант.
Отклоняться гармония может в несколько тональностей.
Способы модуляции
- Сопоставление (direct modularion) — возникает в начале фразы или части (секции). Новая тональность часто показывается прогрессией I VI II V или II V I. Такие прогрессии получили название «подтверждающей каденции» (confirming cadence).
- Внезапная модуляция через модулирующий аккорд — подготовка к новой тональности происходит посредством введения аккорда новой тональности доминантовой группы. Чаще всего это V7 новой тональности.
- Общий аккорд (посредствующий) — аккорд, который есть в обеих тональностях. Далее идет модулирующий аккорд, вводящий непосредственно в новую тональность.
- Проходящие модуляции (transitional modulations) — аккордовая последовательность цикла 5 или цикла 2 с разрешением II V. Это — самый частый способ модуляции в джазе. Рассмотрим несколько видов такой модуляции.
- Модуляция в четыре такта
Модуляция проходит через два звена II-V. Первое звено в находится в тональности из которой происходит модуляций, второе — в целевой тональности. Шаг звена такой гармонической секвенции полтона или тон. После этих четырех тактов требуется закрепление тоники.
- Можно разделить модуляции II-V по степени близости к исходной тональности.
- Модуляция из мажора в минор и из минора в мажор
Принципиальное различие при модуляции — качество второй ступени в звеньях секвенции. Первое звено имеет качество аккорда из диатоники первой тональности, второе — диатоники целевой тональности.
- Изменение мажора на минор. Есть два распространенных способа модуляции из мажора в минор: в тональность субдоминанты и в параллельный минор. Чаще всего модуляция происходит с использованием V7/VI в качестве модулирующего аккорда. Менее обычное изменение тональности — переход в тональность III ступени.
- Множественные местные модуляции (multiple local modulations) — изменение тональности через секвенцирование фраз в разных тональностях. Обычно секвенцируется мелодия и гармония. Движение происходит на определенный интервал: полтона, тон, большую и малую терции.
Полтона:
Тон:
Малая терция:
Большая терция:
Модуляция аккордами Колтрейна:
Аккорды Колтрейна — это способ разделения лада мажорными терциями. При этом получается цикличная симметричная прогрессия аккордов. Двигаются в последовательности тональные центры (например, V-I или II-V-I)
Для модуляции, последовательность аккордов разрывается, не доходя до тоники. В место разрыва внедряется гармонический оборот II-V новой тональности и разрешается в новую тонику.