Идея негативной гармонии появилась от мысли музыкальных теоретиков о существовании противоположностей в музыке. Например, такого теоретического конструкта как унтертона. Артур фон Эттинген выдвинул мысль о том, что если есть обертона ноты (призвуки других частот, входящих в спектр звучания конкретного тона), то можно в оппозицию им выстроить унтертоновый звукоряд. Звукоряд унтертонов — это отражение интервалов обертонового звукоряда (те же расстояния между соседними нотами, но отложенные вниз, а не вверх).
Практическое применение этой идеи началось с идеи отражения ладов относительно центра. Таким центром сначала посчитали тонику.
Такой подход послужил источником первых экспериментов с отраженной гармонией. Суть подхода — отражение интервалов в исходном аккорде вниз.
Композиторы проводили разные эксперименты с отраженной гармонией. Музыка, получающаяся с ее использованием, обладает яркими диссонирующим красками и непривычными гармоническими сочетаниями. Эта нелогичность гармонической последовательностей была вызвана тем, что при отражении терялась логика движения оснований аккорда от диссонанса к консонансу.
Успешное применение идей отражения в мелодической линии в джазе можно услышать у джазового музыканта, саксофониста и музыкального экспериментатора Стива Коулмана. Он, в качестве оси отражения для мелодической линии, использовал не только конкретную ноту, но и интервалы.