Изложение So what (далее sw) возникло в одноименном джазовом стандарте Майлза Девиса и является одним из вариантов квартового изложения аккордов.
На рисунке — аккорд ре минор SW: пятинотный аккорд с двумя чистыми квартами в основании и мажорной терцией сверху.
Аккорды SW по звучанию не имеют ярко выраженного тяготения, поэтому имеют много вариантов разрешения (или быть без разрешения).
Из диатоники натурального можно получить семь различных аккордов SW.
Ниже приведены их возможные гармонические интерпретации.
При связывании нескольких аккордов для соблюдения плавности голосоведения имеет смысл брать обращения SW. При этом обращаются все голоса, включая примарный тон.
Примеры употребления на практике
На рисунке ниже в обороте II-V-I ре минор в изложении SW переходит upper-structure доминанту соль и разрешается в квартаккорд до. Голосоведение при этом плавное, а звучание насыщенное.
Вариант более прозрачной голосовки на рисунке ниже. Исключение из Dm примарного тона преобразовало его в Gsus. Из G79b исключен дублирующийся верхний голос.
На рисунке ниже все II и I ступени изложены аккордами So What. Примарный тон ре минора исключен, что превращает его в Gsus. Доминанта представлена альтерированным аккордом в верхним трезвучием. Тоника — полный вид изложения SW.
Совмещение обращений и разных техник дает возможность создавать движение внутри одной гармонии. При обыгрывании ре минора на рисунке ниже использован SW в обращении и вариант изложения этого аккорда в виде upper-structure. Для движения в соль мажоре используется движения всех голосов по минорной терции. Это возможно, поскольку этот аккорд обыгрывается симметричным уменьшенным ладом.
При построении мелодии или соло на аккорды SW полезно понимать, что его ноты — это мажорная пентатоника.
N.B. SW является частным случаем пентатонического изложения аккордов.
Альтерации аккордов SW
Аккорды, изложенные в технике SW, можно альтерировать. При этом звучание аккорда становится более диссонирующим. Альтерируется нижняя кварта: движением на тон, полтора тона и два тона.