Источником гармонии в миноре служат минорные лады: натуральный, гармонический, мелодический, дорийский и фригийский.
Из-за такого объема ладов музыкальные теоретики даже ввели понятие «объединенного минорного лада», чтобы собрать все гармонические возможности воедино.
В джазе чаще применяется мелодический вид минора.
Рассмотрим гаммы мелодического минора. Как и мажорная гамма, мелодический минор имеет внутри себя семь различных ладов. От одноименного мажора гамму мелодического минора отличает только один звук, находящийся на третьей ступени и отстоящий от тоники на малую терцию.
Рассмотрим модальную системы мелодического минора на примере до минора.
Минимальное отличие звукоряда мелодического минора и одноименного мажора делают легко применимыми ранее наработанные в мажоре практические приемы.
Минорно-мажорный лад
IIsus2
Лидийский увеличенный IIIb5+
Лидийский доминантовый лад IV7
Im7+/V
Полууменьшенный или локрийский лад со второй повышенной ступенью VIm7(5-)
Альтерированный лад VII7
Тоники мелодического минора
На первой ступени мелодического минора выстраивается два аккорда Im(maj7) и Im6.
Также становятся более богатыми возможности для продления тоники за счет аккордов VI и III ступеней.
Альтерированный лад мелодического минора является источником надстроек для доминант в других ладах.
Так аккорд II ступени, если он не в последовательности II-V, можно заменять на IIm7+. Например:
Тоники и субдоминанты эолийского минора
Эолийский минор служит источником тоники Im7 и ее замены IIImaj7. Замена третьей ступени часто используется для перехода в тональность это ступени (параллельный мажор).
Субдоминанты с b6 нотой лада ярче выражают функцию, чем мажорные.
Фригийская субдоминанта
Фригийский минор добавляет в палитру более «темный» аккорд bIImaj7.
Дорийские субдоминанты
Субдоминанты в Дорийском миноре светлее, так как не содержат b6. Дорийский лад — источник субдоминант IIm7 и IV7.
Минорные доминанты: V7 и VII7(5-)
Источником доминанты в миноре в джазовой гармонии — это сочетание ладов натурального и гармонического миноров.
Если его играть от пятой ступени, то получится миксолидийский лад с расщепленной 9й (одновременно присутствуют 9- и 9+) и пониженной 13й:
От седьмой ступени совмещенного лада можно построить доминанту VII ступени. Этот аккорд чаще употребляется не как замена доминанты пятой ступени, а как вводный аккорд к тонике другой тональности.
Также доминанту совмещенного лада натурального и гармонического миноров можно обыграть альтерированным ладом доминанты, в котором присутствует пониженный квинтовый тон. Он создает более сильное тяготение к тонике.
Поскольку 5 и b13 тона сильно диссонируют, то квинтовый тон в аккорде часто не играется.
Натуральная доминанта и ♭VII в каденции
На пятой ступени минора стоит малый минорный аккорд. Из-за низкой седьмой ступени, входящей в его состав, вместо него чаще используется одноименный мажорный аккорд.
Однако натуральный аккорд пятой ступени используется в каденциях, хотя значительно реже.
Другой интересной доминантой и натурального (эолийского) минора является доминанта седьмой низкой ступени.
Сводная таблица аккордов из минорных источников
Тоники | Субдоминанты | Доминанты | Натуральные доминанты в каденциях |
Im6 Im7+ ♭III7+ Im7 | IVm7 ♭II7+ IIm7IV7 IIm7(5-)♭VI7+ | V7 VIIdim | Vm7 ♭VII7 |
Тритоновые замены в миноре
Тритоновые замены в миноре аналогично с мажорными:
- имеют недиатонические примарные тона;
- разрешаются в аккорд, примарный тон которого на пол тона ниже; разрешаются в аккорд из диатоники;
- обыгрываются лидийским ладом с пониженным септовым тоном.
Здесь под диатоникой понимается лад натурального минора.
Самые распространенные тритоновые замены – замены аккордов V7 (доминанты лада) и I7 (вторичной доминанты к четвертой ступени лада).