ТЕМА 5. Диатонические функции и лады в миноре

Источником гармонии в миноре служат минорные лады: натуральный, гармонический, мелодический, дорийский и фригийский.

Из-за такого объема ладов музыкальные теоретики даже ввели понятие «объединенного минорного лада», чтобы собрать все гармонические возможности воедино. 

В джазе чаще применяется мелодический вид минора.

Рассмотрим гаммы мелодического минора. Как и мажорная гамма, мелодический минор имеет внутри себя семь различных ладов. От одноименного мажора гамму мелодического минора отличает только один звук, находящийся на третьей ступени и отстоящий от тоники на малую терцию.

Рассмотрим модальную системы мелодического минора на примере до минора.

Минимальное отличие звукоряда мелодического минора и одноименного мажора делают легко применимыми ранее наработанные в мажоре практические приемы.
Минорно-мажорный лад

IIsus2

Лидийский увеличенный IIIb5+

Лидийский доминантовый лад IV7

Im7+/V

Полууменьшенный или локрийский лад со второй повышенной ступенью VIm7(5-)

Альтерированный лад VII7

Тоники мелодического минора

На первой ступени мелодического минора выстраивается два аккорда Im(maj7) и Im6.

Также становятся более богатыми возможности для продления тоники за счет аккордов VI и III ступеней.

Альтерированный лад мелодического минора является источником надстроек для доминант в других ладах.

Так аккорд II ступени, если он не в последовательности II-V, можно заменять на IIm7+. Например:

Тоники и субдоминанты эолийского минора

Эолийский минор служит источником тоники Im7 и ее замены IIImaj7. Замена третьей ступени часто используется для перехода в тональность это ступени (параллельный мажор).

Субдоминанты с b6 нотой лада ярче выражают функцию, чем мажорные.

Фригийская субдоминанта

Фригийский минор добавляет в палитру более «темный» аккорд bIImaj7.

Дорийские субдоминанты

Субдоминанты в Дорийском миноре светлее, так как не содержат b6. Дорийский лад — источник субдоминант IIm7 и IV7.

Минорные доминанты: V7 и VII7(5-)

Источником доминанты в миноре в джазовой гармонии — это сочетание ладов натурального и гармонического миноров.

Если его играть от пятой ступени, то получится миксолидийский лад с расщепленной 9й (одновременно присутствуют 9- и 9+) и пониженной 13й:

От седьмой ступени совмещенного лада можно построить доминанту VII ступени. Этот аккорд чаще употребляется не как замена доминанты пятой ступени, а как вводный аккорд к тонике другой тональности.

Также доминанту совмещенного лада натурального и гармонического миноров можно обыграть альтерированным ладом доминанты, в котором присутствует пониженный квинтовый тон. Он создает более сильное тяготение к тонике.

 

Поскольку 5 и b13 тона сильно диссонируют, то квинтовый тон в аккорде часто не играется.

Натуральная доминанта и ♭VII в каденции

На пятой ступени минора стоит малый минорный аккорд. Из-за низкой седьмой ступени, входящей в его состав, вместо него чаще используется одноименный мажорный аккорд.

Однако натуральный аккорд пятой ступени используется в каденциях, хотя значительно реже.

Другой интересной доминантой и натурального (эолийского) минора является доминанта седьмой низкой ступени.

Сводная таблица аккордов из минорных источников

Тоники Субдоминанты Доминанты Натуральные доминанты в каденциях

Im6


Im7+


♭III7+


Im7

IVm7

♭II7+

IIm7IV7

IIm7(5-)

♭VI7+
V7

VIIdim

Vm7

♭VII7

Тритоновые замены в миноре

Тритоновые замены в миноре аналогично с мажорными:

  • имеют недиатонические примарные тона;
  • разрешаются в аккорд, примарный тон которого на пол тона ниже; разрешаются в аккорд из диатоники;
  • обыгрываются лидийским ладом с пониженным септовым тоном.

Здесь под диатоникой понимается лад натурального минора.

Самые распространенные тритоновые замены – замены аккордов V7 (доминанты лада) и I7 (вторичной доминанты к четвертой ступени лада).