Пентахорд — заполнение нижний терции трезвучия проходящей нотой.
Волна — хроматическое заполнение терций аккорда.
Отскок — неаккордовые тона, ведущие к аккордовому тону.
Двойной отскок — начало фразы с двух неаккордовых тонов.
Петля Паркера — подходит к аккордовому тону с двух сторон.
Капкан — мотив «сжимается» вокруг аккордового тона.
Дорожка — мотив построен на большой секунде и опускается по полутонам.
Зигзаг — после неаккордового шестнадцатые ведут в аккордовый тон. При этом сохраняется триольная пульсация.
Взлет — восходящий ход по терциям.
Спираль Паркера ( Есаков М . Основы джазовой импровизации. М.,1989. ) (этот ход чаще встречается в миноре).
Таблица штрихов в джазе
Морденты (вертушка)
В джазе морденты используются для обрамления ноты аккордовыми тонами. В этом случае, вместо того, чтобы играть четыре шестнадцатых мордента, играется триоль шестнадцатыми и дополняется восьмой, как показано в следующем примере.
Flip, быстрые повороты (опевания)
Быстрый поворот — это флип от предыдущей к последующей ноте.
Падения, spill
Падения или спиллы часто встречаются в джазовых нотах. Падения бывают разной длины, которая определяется музыкальным контекстом и тем, что следует за падением. В бэнде никто не должен исполнять падение дольше, чем оно звучит у главной партии. Падения могут быть хроматическими или диатоническими.
Обороты «doo-wah»
Обороты «doo-wah» встречаются у духовых в джазовых партитурах любой сложности.
Ненотированный звук (Ghosted notes)
Ненотированные звуки используются для подчеркивания звуков, находящихся вокруг них.