История концепции
Пять типов структур периодов по Шёнбергу:
- простой период
- период со слабой фрагментацией или без нее
- развернутый период
- сокращенный период
- имитационный период
При анализе предложений Шёнберг опирался на метрический ритм и пропорции. Так фрагмент развития с подъемом можно трактовать как два фрагмента, но это отдалит нас в анализе от взгляда на всю структуру.
Анализ фрагмента: Beethoven, Piano Sonata Op. 2/1, I, такты 1-8
Простая модель периода
Простая модель периода по Шёнбергу состоит из 4х тактов изложения основной идеи и 4 тактов развития. Развитие может быть разным по структуре.
Если мы скажем, опираясь на эту модель, что любой период заканчивается каденцией, то будем правы по сути. Определение того, что такое каденция, изменялось в зависимости от того, музыку какой эпохи исследовали теоретики. Так, при объяснении музыки Гайдна, Моцарта и Бетховена, в определение каденция входили только полукаденции и совершенные каденции. Шёнберг в исследовании барочного и романтического периодов говорит о каденциях заканчивающихся на I, V или III (подходящая каденция): полных, половинных, фригийских, плагальных, либо, отталкиваясь от их функций, делит их на совершенные и несовершенные. Уже со времени исследования музыки Вагнера приходит определение обманчивых или уклончивых каденций. Тогда же исследуются окончания периодов с ретрогрессией.
В новейшей гармонии имеет смысл говорить не о каденциях, а рассматривать окончания периодов с точки зрения гармонического прибытие (hamonic arrival).
Период со слабой фрагментацией или без нее
Периоды со слабой фрагментацией или без нее — это периоды (далее DF/NF), где в развитии идет единая мысль, не бьющаяся на фрагменты, либо разбивается.
Haydn, Piano Sonata No. 41, II, разбор периода по Шёнбергу (DF — период со слабой фрагментацией)
Figure 6c. Burke/Van Heusen, «It Could Happen to You» (NF — период без фрагментации)
Развернутый период
Развернутый период — это период, который начинается как простой, но содержит дополнительные фрагменты. Эти фрагменты являются повторением основной идеи.
Grieg, Piano Concerto in A Minor, III, mm. 11-19
На примере показано вступлении к Сонате Генделя. Дополнительные фрагменты есть как в развитии, так и в каденции: развитие расширяется путем добавления еще одного повторения фигуры с восьмыми нотами, а каденциальная фраза расширяется в два раза относительно простой структуры периода.
Сокращенный период
Сокращенный период — это период, в котором один из элементов модели простого периода отсутствует (при этом большая часть модели сохраняется).
Bach, Air from Orchestral Suite No. 3, mm. 1-6
Имитационные периоды
Имитационные периоды — это периоды, в которых повторение основной идеи проходит в другом голосе.
Такой тип периодов плохо сочетается с другими.
Bach, English Suite in A Major, Bourrée
Гармоническое прибытие
Как мы уже говорили выше, окончания периодов имеет смысл рассматривать не как каденционный оборот, а как гармоническое прибытие (hamonic arrival). Это — концепция, дающая возможность мыслить не стандартными гармоническими фразами, так как в ней важно откуда начинается музыкальный путь и куда прибывает.
В образцах джаза такое понимание можно увидеть, например:
- в хроматическом подходе, когда движение примарных тонов идет по полутонам
- в хроматическом же подходе, когда тональные центры движутся по полутонам
- в секвенциях, шаг которых соответствует циклам
Пример современного подхода
Аранжировка Jacob Collier стандарта “Georgia on my mind” Хорги Кармайкла (Разбор June Lee)
Этот подход в современной музыке вышел за пределы каденций.
Аранжировка Jacob Collier стандарта “In the bleak vildwinter” (Разбор June Lee)