К аккордовым звукам относятся: основные тона аккорда (примарный, терцовый, квинтовый), надстройки, альтерации основных тонов или надстроек. Все остальные звуки относятся к неаккордовым, т.е. неаккордовые ноты — те, которые нельзя включить в состав аккорда.
Виды неаккордовых звуков:
- Проходящие ноты связывают соседние тона аккорда мелодически или хроматически:
- Соседние ноты хроматически или диатонически следуют в тона аккорда после скачка:
- Вспомогательные ноты связывают хроматически или диатонически одинаковые аккордовые тона:
- Переменные ноты диатонически или хроматически сверху и снизу следуют в аккордовый тон, связывая предыдущий и последующий:
- Реверсивные соседние ноты — тон или тона хроматически или диатонически следующие после аккордового тона к скачку:
- Беглые ноты — тон или тона которые не входят в аккорд и не связаны ни с предыдущей нотой мелодии, ни с последующей:
- Блюзовые ноты — альтерации аккордовых тонов, не связанные ни с предыдущей, ни с последующей аккордовой нотой мелодии. К блюзовым нотам относятся:
- минорный терцовый тон в большом мажорном или доминантовом аккорде;
- пониженный квинтовый тон в большом и малом мажорном, минорном аккордах;
- малая септима в большом мажорном или минорном аккордах;
- малая секста в большом и малом мажорных и минорном аккордах.
Для гармонизации неаккордовых нот обычно используют следующие промежуточные аккорды
Аккорд | Гармонизация неаккордового звука |
Мажор | * Dim, строящийся на малую секунду ниже примарного тона. * Малый уменьшенный аккорд, строящийся на малую секунду ниже примарного тона. * Малый минорный и минорный аккорды, строящиеся на чистую кварту вверх от примарного тона. * Малый уменьшенный и малый минорный аккорды, строящиеся на большую секунду ниже примарного тона. * Dim, строящийся на примарном тоне. |
Минор | * Малый минорный и минорный аккорды, строящиеся на чистую кварту выше примарного тона. * Dim, строящийся на малую секунду ниже примарного тона. * Малый уменьшенный аккорд, строящийся на большую секунду ниже примарного тона. * Dim, строящийся на примарном тоне. * Большой мажорный аккорд, строящийся на малую секунду выше примарного тона. |
Малый минорный | * Минорный и малый минорный аккорды, строящиеся на чистую кварту выше примарного тона. * Dim, строящийся на малую секунду ниже примарного тона. * Dim, строящийся на примарном тоне. * Большой мажорный, строящийся на малую секунду выше примарного тона. |
Доминантовый (малый мажорный) | Единственный неаккордовый звук — большая септима. Однако ундецима часто гармонизируется как неаккордовый звук. * Малый минорный аккорд, строящийся на чистую квинту выше от примарного тона. * Большой мажорный, минорный и малый минорный аккорды, строящиеся на чистую кварту выше примарного тона. Dim, строящийся от примарного тона. |
Малый уменьшенный | * Dim, строящийся на малую секунду ниже примарного тона. Dim, строящийся от примарного тона. |
Иногда имеет смысл гармонизовать аккордовые звуки как неаккордовые
Это целесообразно делать по двум причинам:
- Для обогащения гармонически скучного пассажа.
- Для того чтобы было четыре разных тона в голосах (что важно для закрытой позиции).
Прежде чем гармонизовать аккордовый звук как неаккордовый, нужно убедиться, что он удовлетворяет следующим характеристикам:
- Он отстоит на большую или малую секунду от предыдущего аккордового звука.
- Он менее важен с точки зрения гармонии, стоять на более слабом времени, на него не приходится акцент.
Далее описаны наиболее применяемые способы гармонизации аккордовых звуков в качестве неаккордовых
Аккорд | Гармонизация неаккордового звука |
Большой мажорный | * Малый минорный аккорд, строящийся на большую терцию выше примарного тона. |
Минорный | * Доминантовый аккорд (без альтерированной ноны), строящийся на чистую кварту выше примарного тона. |
Малый минорный | * Малый минорный аккорд, строящийся на чистую кварту выше примарного тона. * Доминантовый аккорд, строящийся на чистую кварту выше примарного тона. |
Доминантовый аккорд | * Минорный аккорд, строящийся на малую секунду выше примарного тона. * Минорный и малый уменьшенный аккорды, строящиеся на чистую квинту выше примарного тона. |